Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 56" (далее - Заказчик):
ООО "Домтех" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27962-ЭП/23 от 01.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 1, 2, 3, 4 этажей и кровли в здании СПб ГБУЗ "ГП N56" по адресу Санкт-Петербург, ул. Пражская, д.40, литер А (извещение N 0372200145023000046),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 1, 2, 3, 4 этажей и кровли в здании СПб ГБУЗ "ГП N56" по адресу Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 40, литер А (извещение N 0372200145023000046) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 375 157,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Домтех".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Домтех" заключен государственный контракт N 03722001450230000460001 от 20.04.2023 на сумму 1 375 157,33 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком условий настоящего контракта, в том числе:
6.5.1. Отказа Подрядчика от выполнения работ;
6.5.2. В случае нарушения Подрядчиком срока начала или окончания выполнения работ более чем на 3 календарных дня;
6.5.3. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Подрядчиком обязательств по контракту;
6.5.4. Если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются неустранимыми;
6.5.5. В случае отсутствия у Подрядчика членства в саморегулируемой организации, необходимой для исполнения обязательств по контракту;
6.5.6. В случае нарушения Подрядчиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по контракту более чем на 3 календарных дня;
6.5.7. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Домтех".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 1, 2, 3, 4 этажей и кровли в здании СПб ГБУЗ "ГП N56" (далее - Работы) по адресу Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 40, литер А (далее - Объект) в течение 150 календарных дней с момента начала Работ (п. 2.1 Контракта).
Пунктом 2.1 Контракта также установлено начало выполнения Работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта.
Согласно п. 3.8 Контракта Акт приемки выполненных работ подписывается после передачи Подрядчиком Заказчику документации, указанной в Задании на проектирование (Приложение N1 к Контракту).
В силу п. 4.3.5 Контракта Подрядчик обязан представить (передать) Заказчику в установленные Контрактом сроки документацию в количестве, составе и объемах, предусмотренных Заданием на проектирование (Приложение N1 к Контракту).
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что Подрядчик в течение 5 рабочих дней с момента завершения выполнения Работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает на Официальном сайте акт приемки выполненных работ.
Согласно п. 5.2 Контракта в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает на Официальном сайте документ о приемке или формирует с использованием Официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает на Официальном сайте мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков устранения недостатков.
В соответствии с п. 5.4 Контракта датой приемки выполненной работы (датой передачи документации) считается дата размещения на Официальном сайте документа о приемке, подписанного Заказчиком. Риски случайной гибели или случайного повреждения результата Работ переходят от Подрядчика к Заказчику с даты размещения на Официальном сайте документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Согласно п. 5.7 Контракта приемка выполненных Работ осуществляется путем передачи Подрядчиком Заказчику всей документации в соответствии с условиями Контракта, заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему Контракту.
В соответствии с требованиями Контракта фактически Объект был передан Подрядчику для выполнения Работ - 25.04.2023 на основании акта передачи.
Соответственно срок окончания выполнения Работ по разработке проектно-сметной документации по Контракту - 21.09.2023.
25.04.2023 в адрес Заказчика посредством электронной почты ООО "Домтех" был направлен запрос (от 24.04.202023 N 24/04-23-001-П) о предоставлении документации, необходимой для выполнения Работ, а именно: Технический паспорт здания; задание пользователя; паспорт инженерных систем (при наличии); поэтажные планы здания (план ПИБ); копии договоров с энергоснабжающими организациями; условия подключения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" N 2363/81070201/6-22 от 30.11.2018 (продление N ЦТП/2678/6-22 от 19.12.2022).
Представителем Подрядчика был осуществлен осмотр здания 26.05.2023 с участием представителей Заказчика и составлением Акт технического осмотра, а также была передана вся необходимая техническая документация по Объекту, предусмотренная Контрактом.
30.05.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Домтех" запрос от 30.05.2023 N 02-572/23-0-0 о ходе выполнения Работ по Контракту.
31.05.2023 ООО "Домтех" направило в адрес Заказчика ответ от 31.05.2023 N 31/05-23-008-П, в котором сообщалось о ходе выполнения Работ по Контракту, а также было указано, что комплект документации по Объекту получен и проведен анализ представленной документации, выполнены согласования необходимых перепланировок с Заказчиком, ведутся работы по выполнению графической части проекта, ведется подбор оборудования по инженерным сетям и подбор строительных материалов.
07.07.2023 Заказчик по запросу ООО "Домтех" дополнительно передало документы по рабочему проекту "ВИП", а именно: общая пояснительная записка, раздел отопление, тепловой пункт, архитектура, электрика.
17.08.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Домтех" запрос от 17.08.2023 N 02-881/23-0-0 о ходе выполнения Работ по Контракту.
В ответ на запрос от 17.08.2023 ООО "Домтех" был представлен ответ N 21/08-23-088-П от 21.08.2023, в котором указан объем выполненных работ в разрезе по разделам: из 8-ми разделов выполнено 5.
Таким образом, в ходе исполнения Контракта между Заказчиком и ООО "Домтех" велась рабочая и деловая переписка в части, касающейся возникающих вопросов, между тем, Заказчиком не были получены от Подрядчика письменные уведомления о возникающих обстоятельствах, которые создают невозможность завершения Работ в срок (п. 4.3.2 и п. 4.3.3 Контракта).
В связи с нарушением сроков выполнения Работ по Контракту 22.09.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию N 02-1026/23-0-0, сообщив о недопустимости нарушения сроков выполнения Работ и ответственности, предусмотренной Контрактом.
11.10.2023 Подрядчик письменно (письмо от 11.10.2023 N 02-1118/23-0-0) был приглашен на 13.10.2023 для участия в рабочем совещании по вопросам: объем выполненных Работ по Контракту по состоянию на 13.10.2023; процент выполненных Работ; предполагаемые сроки окончания выполнения Работ; обсуждение организационных вопросов в рамках производства Работ.
Представитель ООО "Домтех" на совещание не явился, однако 13.10.2023 направил письмо от 12.10.2023 N 12/10-23-008-П, в котором указал, что Работы по Контракту выполнены на 90%, однако при этом необходимые по проекту согласования не пройдены.
13.10.2023 Заказчик повторно направил в адрес Подрядчика претензию N 02-1130/23-0-0, сообщив о том, что Подрядчиком нарушены сроки выполнения Работ, в связи с чем ему начислены штрафные санкции (пени).
Согласно п. 6.5, п. 6.5.2 Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае нарушения Подрядчиком условий настоящего Контракта, в том числе: в случае нарушения Подрядчиком срока начала или окончания выполнения работ более чем на 3 календарных дня.
По состоянию на 17.10.2023 Работы Подрядчиком не выполнены, результат Заказчику в порядке, предусмотренном Контрактом не передан.
На основании вышеизложенного и в связи с ненадлежащим выполнением Подрядчиком обязательств по Контракту, изложенных в претензии N 02-1026/23-0-0 от 22.09.2023 и претензии N 02-1130/23-0-0 от 13.10.2023, Заказчик, руководствуясь п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 6.5.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Домтех" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Домтех" действовало добросовестно и было заинтересовано в исполнении Контракта, что, помимо прочего, подтверждается неоднократными попытками выполнить Работы, предусмотренные Контрактом.
ООО "Домтех" направляло запрос Заказчику на предоставление исходных данных, предусмотренных Техническим заданием к Контракту.
Согласно Контракту и Заданию на проектирование (пункт 6) должны быть представлены исходные данные на проектирование, а именно:
1. Технический паспорт здания.
2. Задание Пользователя.
3. Паспорт инженерных систем (при наличии).
4. Поэтажные планы здания (планы ПИБ).
5. Копии действующих договоров с энергоснабжающими организациями.
6. Условия подключения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" N 2363/81070201/6-22 от 30.11.2018 (продление N ЦТП/2678/6-22 от 19.12.2022).
По словам Участника, после заключения Контракта указанные документы Заказчиком представлены не были, на письменный запрос N 24/04-23-001-П от 24.04.2023 в адрес Подрядчика не высланы, ответ не получен.
Представитель Участника считает, что указанные выше обстоятельства привели к невозможности исполнения и согласования раздела ИТП. Заказчиком была нарушена ст. 759 ГК РФ ст. 1.
Вместе с тем согласно п. 13 пп. 1 Задания на проектирование, необходимо разработать полный комплекс работ и мероприятий по ремонту и перепланировке помещений (1 этаж - 616,8 м2; 2 этаж - 602,1 м2; 3 этаж - 593,6м2; и 4 этаж-492,1м2) - учреждения, предусмотренных данным проектом, (согласно задания пользователя). Согласование необходимых перепланировок со стороны Заказчика состоялось только 31.05.2023 (информационное письмо от 31/05-23-008-П 31.05.2023), однако впоследствии перепланировка помещений полностью менялась несколько раз, а финальный вариант был согласован лишь 23.07.2023, что повлекло за собой невозможность исполнения других разделов проекта и затягивание сроков исполнения проекта в целом.
Также представитель Участника пояснил, что с точки зрения гражданского законодательства договоры на выполнение проектирования следует признать договорами подряда на выполнение работ (ст. 758-762 ГК РФ). Заказчиком Объект в работу передан не был. Таким образом им нарушена ст. 747 ГК РФ ч. 2. (Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения).
Кроме того, в процессе выполнения Контракта обнаружились многочисленные противоречия в закупочной документации, а именно:
В задании на проектирование п. 13, Особые требования, существуют пункты:
- Обследование здания,
- Предоставить цветные эскизы изображений и развертку помещений,
- В подраздел "Водоснабжения" - предусмотреть ремонт водомерного узла в подвале,
- В подразделе "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" предусмотреть реконструкцию ИТП и УУТЭ отдельным подразделом "Индивидуальный тепловой пункт";
- ИТП должно быть оборудован комплексом приборов автоматического регулирования расходов теплоносителя и тепловой энергии, однако данные пункты задания на проектирование никак не осмечены.
- В подразделе "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" предусмотреть кондиционирование помещений только 4 этажа, раздел выполнен для всех этажей, так как после перепланировки помещений, были необходимо внести изменения во все инженерные системы, что так же не осмечено.
В процессе выполнения Контракта сменился способ расчёта сметной стоимости, переход на Ресурсно-индексный метод, что, по мнению представителя Участника, также повлекло за собой увеличение срока исполнения Контракта.
По словам представителя Участника, Подрядчик зафиксировал причины увеличения срока выполнения Работ по Контракту, надлежащим образом проинформировал об этом Заказчика, обосновал необходимость в изменении сроков.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Домтех" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Подрядчик предпринимал активные действия для исполнения Контракта, а именно: вел активную допретензионную работу, выраженную в осуществлении действий, направленных на мирное урегулирование конфликта путем диалога, направления информационных писем и предоставления пояснений в различной форме, которые были проигнорированы Заказчиком; также Подрядчиком своими силами направлялись запросы в сторонние организации по существу претензий Заказчика с последующим предоставлением ответов Заказчику; Подрядчик направил подробную, мотивированную претензию с целью урегулировать конфликт в досудебном порядке, которая была проигнорирована Заказчиком. Также представитель Участника полагает, что допущенная ООО "Домтех" просрочка в выполнении Работ вызвана незаконными и необоснованными действиями самого Заказчика, которые впоследствии легли в основу решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта, который также является незаконным.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательства, подтверждающие доводы его представителя, а также документы, свидетельствующие о добросовестном поведении ООО "Домтех" при исполнении Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Домтех", ИНН: 7734451810; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Булатов Вадим Александрович, ИНН: 290223232760, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Домтех" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.10.23 |
02.11.23 |
01.11.23 |
0 |
01.11.23 |
09.11.23 |
08.11.23 |
0 |
13.11.23 |
13.11.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2023 г. N РНП-78-1548/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023