Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик):
ИП Неволиной Елизаветы Олеговны (далее - Участник, ИП Неволина Е.О.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27959-ЭП/23 от 01.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200000923000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200000923000081) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Неволина Е.О.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Неволиной Е.О. заключен государственный контракт N 03722000009230000810001 от 24.04.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке при существенных нарушениях Участником условий Контракта.
Существенными нарушениями условий настоящего Контракта считаются:
- Однократная поставка недоброкачественного товара или фальсифицированного товара;
- Однократная поставка товара, имеющего расхождения в документации по качеству (сертификаты и т.д.) с информацией, указанной на маркировке товара или информацией, указанной на упаковке (таре) товара;
- Неоднократная просрочка доставки товара;
- Неоднократная поставка товара в объеме, не соответствующем заявке (недопоставка).
Данные случаи фиксируется Заказчиком в экспертном заключении..
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Неволиной Е.О.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар) в соответствии с заявкой Заказчика о получении Товара, в течение 7 (семи) календарных дней с даты направления заявки посредством электронной почты (п. 7.1 Контракта).
Согласно п. 5.1 Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания сторонами настоящего Контракта Участник обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента (минимально возможный объем товара - штука, упаковка, набор, коробка и проч.).
В период действия Контракта Участник неоднократно нарушил существенные условия Контракта.
В соответствии с разделом 5 Контракта Участник обязался в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания Контракта, т.е. в срок до 01.05.2023, передать Заказчику для утверждения контрольные образцы Товара по каждой позиции ассортимента. Необходимость направления Заказчику контрольных образцов Товара признано сторонами как существенное условие Контракта. Непредставление Участником контрольных образцов в установленный срок, признано сторонами как существенное нарушение Участником своих обязательств по Контракту.
Участник контрольные образцы Товара в адрес Заказчика не представил, чем нарушил свои обязательства по выполнению существенных условий Контракта.
В соответствии с поданной Заказчиком заявкой на поставку Товара Участник обязан был в срок до 08.06.2023 произвести поставку Товара на общую сумму 222 600,00 рублей, а именно: набор хирургический DFS для ангиографии (манифолд) в количестве 80 шт. и спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации в количестве 10 шт.
Поставка Товара была произведена лишь 19.06.2023, что подтверждается подписанной Заказчиком УПД N 45 от 19.06.21023. Таким образом, Участником был нарушен срок поставки указанного Товара сроком на 13 календарных дней.
При этом, при проверке Заказчиком поставленного Товара на соответствие его условиям Контракта, было установлено несоответствие указанного Товара техническим требованиям, установленным Приложением N 2 к Контракту. Данные несоответствия отражены в Экспертном заключении Заказчика от 22.06.2023.
В связи с несоответствием поставленного Товара установленным Контрактом техническим требованиям к нему Заказчик произвел возврат Товара, указанного в УПД N 45 от 19.06.2023. В соответствии с Возвратной накладной N 2 от 29.06.2023 Товар на сумму 222 600,00 рублей был возвращен и принят Участником в полном объеме 29.06.2023.
Информация и соответствующие документы о приемке и возврате Товара, несоответствующего условиям Контракта, размещены на Официальном сайте.
Заказчик направил на электронный адрес Участника заявку от 12.07.2023 на поставку Товара. Соответственно поставка Товара, указанного в заявке, должна была быть произведена Участником в срок до 19.07.2023. Однако поставка указанного в заявке Товара была произведена Участником лишь 14.08.2023, что подтверждается УПД N 76 от 10.08.2023.
Таким образом, Участник повторно нарушил сроки поставки заказанного Товара на 27 календарных дней.
В связи с несвоевременной поставкой Товара Заказчик направил претензию (исх. N 1388 от 17.08.2023) о ненадлежащем исполнении обязательств и начислении суммы неустойки в размере 2 404,08 рублей.
Отсутствие в установленный срок необходимого медицинского препарата для лечения пациентов СПб ГЬУЗ "Городская клиническая больница N 31" и в связи с этим невозможность ведения медицинской деятельности причиняет значительный имущественный ущерб учреждению здравоохранения и является существенным нарушением договорных обязательств со стороны Участника.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 12.4 Контракта и ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его необоснованным по следующим основаниям.
21.04.2023 исх. N 77-21-1 Заказчику от Участника посредством электронной почты был направлен запрос на конкретное количество и размеры Товара согласно спецификации Контракта, так как в этот период времени активно вводились санкции против Российской Федерации. Участник хотел максимально избежать проблем при исполнении Контракта и не останавливать работу Заказчика, поэтому предполагал сделать перемещение необходимого Товара от внешних поставщиков на свой склад, что подтверждается запросом от 21.04.2023 исх. N 77-21-1 и скриншотом переписки.
Во исполнение Контракта Участником была произведена закупка Товара. По состоянию на 15.05.2023 у Участника медицинские изделия в нижеуказанном количестве уже находились на складе (Товарная накладная N 125 от 15.05.2023):
Набор хирургический DFS для ангиографии |
Кол-во |
4500 шт. |
Китайская Народная Республика |
Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации |
Кол-во |
500шт. |
Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания. |
Однако 30.05.2023 Участником уже был получен заказ на поставку Товара. Таким образом Участник из-за политико-экономический санкций, которые увеличили логистическую цепочку перемещения Товара, не мог поставить Товар в необходимом количестве. Поэтому поставка была совершена лишь 19.06.2023.
Поставка по данной заявке была произведена в полном объеме, однако Заказчиком Товар не был принят, так как в Техническом Задании не все характеристики первой позиции были конкретизированы.
Документ N 45 о приемке и Товар был представлен от 05.06.2023. Получен Заказчиком 05.06.2023 20:17 (МСК). Однако Отказано в приемке при рассмотрении 26.06.2023 16:44 (МСК). На сумму 222 600,00 рублей. Все документы отображены на Официальном сайте.
Далее Заказчик и Участник согласовали характеристики первой позиции по телефонной связи. В результате этого Заявка была изменена и 18.07.2023 Заказчиком была отправлена Участнику. Товар сразу же был заказан и оплачен Участником.
Документ о приемке N 76 от 14.08.2023 подписан Участником, подписан Заказчиком 18.08.2023 10:55 (МСК) на сумму документа 222 600,00 рублей с экспертным заключением о соответствии товара требованиям госконтракта.
В связи со сложной политической и экономической ситуацией, а также в связи с тем, что Заказчиком заранее (по просьбе Участника) не было предоставлено ориентировочное количество потребностей Заказчика для исполнения Контракта в корректные сроки, в чем заинтересованы обе стороны, Участник не смог исполнить поставку в оговоренные Контрактом сроки.
Уже измененная заявка была поставлена Заказчику в полном объеме.
20.09.2023 Заказчиком было направлено Дополнительное соглашение по расторжению контракта, но у Участника на тот момент на складе находились все необходимые Товары для выполнения Контракта, о чем было сообщено Заказчику.
25.09.2023 письмом исх. 1238 Заказчик ответил, что по причине поломки оборудования не имеет потребности в дальнейшей поставке Товара (письмо исх. 1238 от 25.09.2023).
26.09.2023 Участником был сделан повторный запрос заявки по Контракту.
По запросу Заказчика от 27.09.2023 Участником 28.09.2023 были предоставлены документы о наличии на складе Товара по Контракту. Однако заявки на поставку Товара в адрес Участника не поступило.
02.10.2023 исх. N 010-209/1-0923 Участником был сделан очередной запрос на заявку, но Заказчик, ссылаясь на п. 2.2 условий Контракта, отказался делать заявку.
31.10.2023 за исх. 0081/0001-10 Участник в адрес Заказчика направил письмо, сообщив о том, что он со своей стороны добросовестно выполнял свои обязательства по Контракту, согласно п. 3.1.3 Контракта. Также Участник указал на то, что готов отгрузить Товар по Контракту сразу после поступления заявки от Заказчика.
Участник не признает неисполнение за собой обязательств по Контракту, поскольку Товар, несмотря на сложные внешнеторговые отношения с другими странами, где производится Товар, выполнил свои обязательства, приложив для этого все усилия.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Неволиной Е.О. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ИП Неволиной Е.О. предпринимала активные действия, направленные на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Неволиной Е.О. предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Неволиной Е.О. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Неволиной Елизаветы Олеговны (ИНН: 740414589307), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2023 г. N РНП-78-1545/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023