Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА ВМО Гражданка (далее - Заказчик):
ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28047-ЭП/23 от 02.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка в 2023 году (извещение N 0172300001723000022),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка в 2023 году (извещение N 0172300001723000022) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 685 672,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" заключен государственный контракт N 47/2023 от 19.09.2023 на сумму 1 973 143,28 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту асфальтового покрытия на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка (далее - Работы) в срок с даты заключения Контракта по 15.10.2023 (включительно) (п. 2.1 Контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта подписав Контракт Подрядчик подтвердил, что полностью осознает характер, сроки и объем Работ по Контракту, полностью удовлетворен условиями, при которых будет осуществляться их выполнение, и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по настоящему Контракту.
В соответствии с п. 2.2 Контракта работы по ремонту асфальтового покрытия должны быть выполнены Подрядчиком по заявкам Заказчика (Приложение N 2 к Техническому заданию). Срок исполнения заявки устанавливается Заказчиком.
Согласно п. 6.1 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) объем работ, количественные, качественные и технологические характеристики работ определяются требованиями, установленными нормативно-техническими документами, нормами действующего законодательства Российской Федерации, условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), Локальной сметой N 1 (Приложение N 1 к Техническому заданию).
19.09.2023 Заказчиком в целях надлежащего исполнения Контракта было инициировано рабочее совещание, которое по инициативе Подрядчика было перенесено на 25.09.2023.
На рабочем совещании 25.09.2023 Заказчиком Подрядчику были переданы адреса для выполнения Работ по Контракту: ул. Верности д. 9, д. 11, д. 17 (проезд); ул. Фаворского д. 14; Гражданский пр. д. 21, корп. 1-21, корп. 2; ул. Бутлерова д. 20.
В этот же день состоялся совместный объезд указанных адресов.
Также на совещании Заказчиком в целях исполнения условий Контракта (п. 2.3. Контракта и п.п. 5.4, 8.11.1, 8.11.2, 8.11.3, 8.11.4, 8.11.6, 8.11.7 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту)) был создан рабочий чат в WhatsApp.
26.09.2023 в ходе телефонного разговора Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что Подрядчик не намерен проводить Работы по переданным Заказчиком адресам и предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Заказчик в целях надлежащего исполнения условий Контракта предложил Подрядчику провести рабочее совещание по месту нахождения Заказчика. На данное предложение Заказчика Подрядчик ответил отказом.
26.09.2023 от Подрядчика в адрес Заказчика поступило обращение (исх. N 7/23 от 26.09.2023) о необходимости проведения следующих дополнительных работ:
1. Регулировка высотного положения крышек колодцев в количестве 13 шт.;
2. Демонтаж искусственной дорожной неровности S=9m2;
3. Монтаж искусственной дорожной неровности S=9m2.
В ответ Заказчик отказал Подрядчику в проведении дополнительных работ (исх. N 1184 от 05.10.2023) с указанием того, что предложенные работы не относятся к предмету Контракта и не предусмотрены ни Контрактом, ни Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), ни Локальной сметой N 1 (Приложение N 1 к Техническому заданию).
29.09.2023 Заказчиком повторно были переданы Подрядчику ранее переданные на совещании адреса для проведения Работ по Контракту посредством направления Заявки на выполнение работ по ямочному ремонту (исх. N 1205 от 29.09.2023).
02.10.2023 Подрядчик был повторно приглашен Заказчиком на рабочее совещание по месту нахождений Заказчика.
03.10.2023 состоялось повторное рабочее совещание, на котором Подрядчику было разъяснено, что дополнительные работы, на оплате которых настаивает Подрядчик, не могут быть проведены за счет средств местного бюджета. При этом в целях разрешения вопроса о дополнительных работах Подрядчику был предложен вариант заменить адреса для проведения ямочного ремонта. Однако от замены адресов Подрядчик отказался. Одновременно Подрядчику были разъяснены последствия неисполнения условий Контракта, в том числе не предоставления Заказчику документов, предусмотренных Контрактом.
В этот же день 03.10.2023 Подрядчик удалился из рабочего чата в WhatsApp, согласованного с Заказчиком в соответствии с п. 2.3 Контракта и п.п. 5.4, 8.11.1, 8.11.2, 8.11.3, 8.11.4, 8.11.6, 8.11.7 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
04.10.2023 от Подрядчика в адрес Заказчика поступило обращение (исх. N 12/23 от 03.10.2023) с требованием включить ранее обсужденные на совещании дополнительные работы в Контракт. Одновременно Подрядчик сообщил Заказчику о приостановлении Работ до того, как Заказчик включит дополнительные работы в Контракт с оплатой таких работ.
12.10.2023 в адрес Подрядчика направлено требование об уплате штрафа (исх. N 1222 от 12.10.2023). Данное требование размещено в единой информационной системе. По состоянию на 18.10.2023 оплата штрафа не произведена.
16.10.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика был направлен исчерпывающий ответ (исх. N 1223 от 16.10.2023). Ответ Заказчика содержит информацию о том, что Подрядчику ранее уже было отказано в проведении дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом (исх. N 1184 от 05.10.2023), а также указано на то, что приостановление Работ было проведено с нарушением срока, предусмотренного п. 3 ст. 743 ГК РФ, а доводы Подрядчика о "невыполнении согласования на проведение работ с организациями в ведении которых находятся люки, расположенные на объекте, что не позволяет выполнить взятые на себя обязательства" Заказчик считает необоснованными и надуманными, поскольку такие согласования Контрактом не предусмотрены, более того, не относятся к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
15.10.2023 срок окончания выполнения Работ по Контракту, установленный п. 2.1.2. Контракта истек, а Подрядчик так и не приступил к выполнению Работ по Контракту (Акт о невыполнении работ от 18.10.2023).
Принимая во внимание вышеизложенное, на основании ст. 715 ГК РФ, в соответствии с п. 12.10 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5.1.1 Контракта Заказчик обязан оказывать Подрядчику необходимое содействие в процессе исполнения настоящего Контракта.
В соответствии с п. 5.1.3 Контракта Заказчик обязуется передать Подрядчику ордера Государственной административно-технической инспекции на производство работ (при оформлении) не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты их получения по каждому адресу, где работы производятся согласно ордерам Государственной административно-технической инспекции на производство работ.
В соответствии с разделом 12 Контракта Контракт можно в том числе изменять при необходимости в предусмотренном законом порядке.
В соответствии с п. 12.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу с даты подписания его сторонами, действует по 31.12.2023 включительно, а в части оплаты и исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
25.09.2023 после согласования встречи с Заказчиком был осуществлен совместных объезд территории по Контракту. После объезда на адресах Подрядчиком было выявлено несоответствие смете (были обнаружены люки и искусственные неровности).
26.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 7/23, в котором указал о необходимости дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом, без которых невозможно выполнение обязательств по Контракту, и предложил Заказчику заключить дополнительное соглашение о включении дополнительных работ, а именно:
1. Регулировка высотного положения крышек колодцев люков в количестве 13 шт.,
2. Демонтаж искусственной неровности S=9м2;
3. Монтаж искусственной неровности S=9м2.
02.10.2023 Заказчик проигнорировав доводы Подрядчика, направил заявку на выполнение работ по ямочному ремонту по адресам, на которых находятся люки.
02.10.2023 состоялось рабочее совещание с Заказчиком, в ходе которого Подрядчик попытался объяснить о невозможности исполнения Контракта в текущих условиях, а именно что для исполнения Подрядчиком своих обязательств необходимо:
1. Выполнить работы, не предусмотренные Контрактом, для чего поднимался вопрос о необходимости заключения дополнительного соглашения.
2. Подрядчиком запрашивались согласования на проведение работ с владельцами коммуникационных сетей, без которого Подрядчик не имеет права выполнять работы с данными люками.
А также было указано, что Заказчиком была просрочена заявка на выполнение Работ, таким образом половина срока, предусмотренного Подрядчиком на исполнение, была пропущена Заказчиком.
Кроме того, со стороны Заказчика не был передан Ордер ГАТИ на проведение работ по данным адресам, предусмотренный п. 5.1.3 Контракта.
03.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 12/23, в котором указал о приостановке Работ по Контракту, в котором письменно изложил доводы, которые были изложены на совещании в связи с чем была приостановка Работ.
06.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика ответное письмо с исх. N 1184, в котором отказался добавлять работы в Контракт, без которых невозможно его исполнение, сославшись на тот факт, что Подрядчик, подавая заявку выразил согласие на текущие условия и должен выполнить Работы в соответствии с Контрактом.
12.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо с исх. N 1222 с требованием оплатить штраф, не ответив на доводы, изложенные в письме Подрядчика о приостановке Работ.
17.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика претензию с исх. N 18/23, в которой указал, что Заказчиком так и не дан ответ на обстоятельства, препятствующие исполнению Работ, в связи с чем просил дать ответ на претензию в течении 10 рабочих дней.
18.10.2023 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указал что необходимые согласования с владельцами сетей не предусмотрены Контрактом, так же как не предусмотрены Контрактом дополнительные работы. Также в своем Решении Заказчик указывает на тот факт, что Заказчиком было предложено выполнение Работ по иному адресу, в котором отсутствуют люки, что по словам представителя Участника, является недостоверной информацией так как подобных предложений со стороны Заказчика не поступало.
28.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика ответ на решение об одностороннем отказе с исх. N 21/23, в котором еще раз изложил обстоятельства, не позволяющие ему исполнить обязательства по Контракту, в связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств, а так же указал, что Подрядчик готов исполнить Работы по иным адресам при условии возможности их выполнения в рамках Контракта, однако ни заявки на выполнение Работ ни какого-либо разговора об этом на рабочих встречах Заказчиком не предложено.
Таким образом, представитель Участника считает, что основания для расторжения Контракта по вине ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" со стороны Заказчика отсутствовали.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" предпринимало конкретные действия, направленные на добросовестное исполнение Контракта, а именно:
- своевременно и по согласованию с Заказчиком был осуществлен осмотр предполагаемого места работы и выявлены обстоятельства, препятствующие исполнению Контракта в том виде в каком он есть на данный момент, после чего было собрано совещание с Заказчиком для обсуждения его исполнения;
- 12.10.2023 Подрядчик в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановил Работы до решения проблемных вопросов с Заказчиком, и так же запросил от Заказчика разрешительную документацию;
- не смотря на неисполнение Заказчиком своих встречных обязательств, прямо предусмотренных Контрактом, Подрядчик пытался найти с Заказчиком пути взаимодействия и рассматривал различные варианты для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ НВР" (ИНН: 7802937506), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 ноября 2023 г. N РНП-78-1550/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023