Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова" (далее - Заказчик):
ООО "СК "ИНКОН" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28145-ЭП/23 от 03.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений в здании БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 1/21, лит. А, помещение 4-Н NN 347, 344, 345, 346, 362 (извещение N 0372100032723000025),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений в здании БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 1/21, лит. А, помещение 4-Н NN 347, 344, 345, 346, 362 (извещение N 0372100032723000025) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 831 439,68 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СК "ИНКОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СК "ИНКОН" заключен государственный контракт N 3270-044ЭА-Р от 07.06.2023 на сумму 3 218 409,28 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случаях:
12.4.1. просрочки выполнения Подрядчиком какого-либо из обязательств, предусмотренных Контрактом, более чем на 10 (десять) календарных дней;
12.4.2. если в ходе исполнения Контракта будет установлено, что Подрядчик и выполненные Работы не соответствуют установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем закупки;
12.4.3. установления факта проведения ликвидации Подрядчика или проведения в отношении него процедуры банкротства;
12.4.4. установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неоднократными нарушениями ООО "СК "ИНКОН" п. 1.1 Контракта и п. 20 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На основании гарантийного письма Участника о завершении выполнения Работ в срок до 19.10.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта.
Однако 23.10.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем расторжении контракта (далее - Решение) и разместил его на Официальном сайте.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту помещений в здании БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 1/21, лит. А, помещение 4-Н NN 347, 344, 345, 346, 362 (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
Согласно п. 20 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание) срок выполнения Работ:
- начало выполнения Работ: не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта.
- срок выполнения Работ - 60 (шестьдесят) рабочих дней.
Таким образом, конечный срок выполнения Работ - 14.09.2023.
Пунктом 21 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание) установлено, что в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта Заказчик обязан передать, а Подрядчик обязан принять от Заказчика место выполнения работ (территория, объект, помещения) и необходимую для выполнения работ документацию по акту передачи.
29.06.2023 Заказчиком были переданы, а Подрядчиком приняты помещения 4-Н N 347 ("Гримерка") и N 362 ("Шахматный клуб"), а также ведомость объемов работ и сметы по каждому помещению (Акт приема-передачи места выполнения Работ от 29.06.2023).
14.08.2023 Заказчиком были переданы, а Подрядчиком приняты помещения 4-Н N 344, 345, 346 ("Отдел психологического сопровождения"), а также ведомость объемов работ и смета (Акт приема-передачи места выполнения Работ от 14.08.2023).
По словам представителя Заказчика, в ходе осуществления Заказчиком контроля над ходом выполнения Работ было установлено, что Подрядчиком выполнена лишь часть объема, предусмотренного условиями Контракта, и к окончанию срока выполнения Работ оставшаяся часть не будет завершена в виду значительного объема Работ. Подрядчику неоднократно направлялись запросы о предоставлении информации о сроках выполнения Работ, однако ответов на них получено не было. Информация о наличии каких-либо обстоятельствах, создающих невозможность завершения Работ в срок, либо иных сложностях, возникающих при исполнении Контракта от Подрядчика, также не поступала.
26.09.2023 Заказчиком совместно с представителями Подрядчика проведена комиссионная экспертиза, по результату которой установлено, что более 50 процентов объема Работ на объектах не выполнено, о чем составлено заключение и протокол проведения экспертизы от 26.09.2023.
В этой связи 27.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 в целях принятия решения, предусмотренного п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком повторна проведена экспертиза выполненных Работ, о чем составлены заключение и протокол от 10.10.2023, по результатам которых установлено, что более 40 процентов объема Работ на объектах не выполнено.
Вместе с тем Заказчиком было получено гарантийное письмо Участника о завершении выполнения Работ в срок до 19.10.2023, на основании чего 10.10.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта.
19.10.2023 Заказчиком проведен осмотр представленных помещений, по результатам которого установлено, что обязательства на основании гарантийного письма Подрядчиком не выполнены, а именно Работы выполнены не в полном объеме.
Таким образом, Подрядчиком неоднократно нарушены п. 1.1 Контракта и п. 20 Технического задания, что подтверждается требованиями N 17-230 от 19.07.2023, N 17-524 от 07.09.2023, N 17-247 от 08.09.2023, N 17-255 от 27.09.2023, уведомлением N 17-248 от 15.09.2023.
Учитывая изложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
02.11.2023 Заказчиком был проведен повторный осмотр помещений, по результатам которого установлено, что 81 наименование видов Работ Подрядчиком не выполнены.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с включением сведений в отношении ООО "СК "ИНКОН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи со следующими обстоятельствами.
В нарушение п. 21 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание) место выполнения Работ в сроки, установленные Контрактом, а также позволяющие Подрядчику приступить к выполнению Работ передано Заказчиком не было, что и послужило причиной задержки сроков выполнения Работ по Контракту.
Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику письмами исх. N 11-08/01 от 11.08.2023, исх. N 15-09/1 от 15.09.2023, исх. N 27-09/01 от 27.09.2023.
Факт нарушения Заказчиком сроков передачи объекта (места выполнения Работ), подтверждается актами приема передачи места выполнения Работ от 29.06.2023 и от 14.08.2023, а также письмом Заказчика N 50/119 от 04.08.2023, в котором Заказчик указывает на то, что "сомневается в необходимости передачи в работу помещений 4-Н N 344, 345, 346 ("Отдел психологического сопровождения)".
Фактическая передача вышеуказанных помещений произошла 14.08.2023 после направления письма Подрядчика N 1108-01 от 11.08.2023 с просьбой передать объект в работу. Вместе с тем в соответствии с согласованным графиком производства Работ Подрядчик был готов приступить к выполнению Работ ещё 01.08.2023. Остальные помещения (N 362 "Шахматный клуб" и 347 "Гримёрка") также были переданы с нарушением сроков.
Более того, в соответствии с п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет Работы поэтапно в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), в котором определены результат выполненных Работ, их содержание, объем, сроки выполнения Работ, место выполнения Работ и другие, предъявляемые к Работам требования, и сметой.
Таким образом, Контрактом предусмотрена поэтапная сдача Работ, что также подтверждается тем, что Заказчик в своём требовании ссылается только на Акт приёма-передачи места выполнения Работ от 14.08.2023. При этом Заказчик произвел расчёт пени от общей суммы Контракта, а не от суммы стоимости папа (Смета N 62 - Приложение N 2 к Техническому заданию).
Касательно заявлений Заказчика относительно уборки места производства Работ и вывозу мусора Подрядчик обозначал свою позицию в письме N 08-09/01 от 08.09.2023, расценивая данное требование как вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
Указанные Заказчиком в требовании Акты о невыполнении условий контракта от 06.09.2023 не были подписаны и как следствие приняты Подрядчиком, тем более были оформлены с нарушением (согласно п. 2.4 Контракта при выявлении Заказчиком недостатков выполненных Работ составляется Акт выявленных недостатков, а не акт о невыполнении условий Контракта, как указал Заказчик).
Подрядчик не согласен с предъявляемым Заказчиком в требовании штрафом за несвоевременную уборку и не вывоз мусора по вышеобозначенным причинам.
Вместе с тем по просьбе Заказчика в ходе исполнения Контракта Подрядчиком был сформирован новый штат рабочих, которых Подрядчик привлек для выполнения Работ, о чем свидетельствует переданный Заказчику список лиц, допущенных к выполнению Работ. Также Подрядчиком были подготовлены обновленные графики производства работ.
02.11.2023 Работы были приняты Заказчиком частично. Объем выполненных Подрядчиком Работ составляет 70% от всего объема Работ, предусмотренного Контрактом.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СК "ИНКОН" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "СК "ИНКОН" предпринимало активные действия, направленные на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "СК "ИНКОН" предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "СК "ИНКОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СК "ИНКОН" (ИНН: 7805557291), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2023 г. N РНП-78-1555/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023