Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 24" (далее - Заказчик),
с участием представителя ООО "СПС" (далее - Участник, Подрядчик): генерального директора
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28469-ЭП/23 от 08.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений с оснащением средств для пребывания МГН, устройство системы антиобледенения карнизных свесов и водосточных труб здания, реконструкцию ИТП, ГВС с УУТЭ, устройство ГРЩ, УУЭЭ и системы электроснабжения (извещение N 0372200138622000082),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений с оснащением средств для пребывания МГН, устройство системы антиобледенения карнизных свесов и водосточных труб здания, реконструкцию ИТП, ГВС с УУТЭ, устройство ГРЩ, УУЭЭ и системы электроснабжения (извещение N 0372200138622000082) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 977 174,39 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СПС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СПС" заключен государственный контракт N 126/22 от 25.07.2023 на сумму 977 174,39 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.1 и 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПС".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений с оснащением средств для пребывания МГН, устройство системы антиобледенения карнизных свесов и водосточных труб здания, реконструкцию ИТП, ГВС с УУТЭ, устройство ГРЩ, УУЭЭ и системы электроснабжения (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 3.1.4 Контракта Подрядчик обязан гарантировать выполнение Работ и передачу результата выполненных работ в установленные сроки и в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 5.4 Контракта срок выполнения Работ 180 календарных дней с даты подписания Контракта.
По состоянию на 24.10.2023 обязательства Подрядчиком по Контракту не исполнены.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с п. 12.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
По условиям Контракта Подрядчик выполнял Работы по Контракту в соответствии с Заданием на проектирование (ПриложениеN2 к Контракту, далее - Задание на проектирование) и исходными материалами и документами для проектирования, поименованными в п.6 Задания на проектирование, и в условиях отсутствия в период с даты заключения Контракта и до марта 2023. запрашиваемой исходной технической документации, согласно писем N08/35 от 05.08.2022, N08/44 от 11.08.2022, N08/55 от 17.08.2022, N08/77 от 29.08.2022. Так, Заказчик представил письмом N2321/1 от 29.08.2022 письмо СПб ГБУ "Служба заказчика Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" N2-630/22 от 24.08.2022, которым подтверждаются выводы Подрядчика изложенные письмом N08/44 от 11.08.2022 о том что Заказчик обязан выдать Подрядчику всю техническую документацию (проектную, исполнительную, техническую документацию).
31.08.2022 на территории СПб ГБУ "Служба заказчика Администрация Адмиралтейского района Санкт- Петербурга" проведено трехстороннее совещание по реализации проекта. Подрядчик заявил о желании расторжения Контракта, путем заключения соответствующего соглашения.
По итогам совещания Заказчик взял месяц на поиск и подготовку исходных данных для Подрядчика. По прошествии календарного месяца Подрядчик письмом N10/114 от 03.10.2022 запросил Заказчика о статусе подготавливаемых для Подрядчика исходных данных.
В условиях отсутствия исходных данных Подрядчик письмом N10/132 от 18.10.2022., предложил Заказчику разработать исходные данные Заказчиком самостоятельно, путем ответов на вопросы.
Заказчик письмом N3268 от 24.11.2022 запрашивает у Подрядчика статус Работ, напоминая Подрядчику о завершении Работ через два месяца, при этом тем же письмом, Заказчик впервые начал передавать исходные данные.
Подрядчик письмом N11/204 от 25.11.2022 установил, перечень полученных исходных данных, в то же самое время предупредил Заказчика о не возможности начала выполнения Работ, ввиду отсутствия большого объема исходных данных. Письмом N11/211 от 30.11.2022 Подрядчик просит Заказчика предоставить исходные данные путем составления самим Заказчиком исходных данных.
Письмом N12/240 от 21.12.2022 Подрядчик предупредил Заказчика о наличии неблагоприятных условий (прогнозируемого получения отрицательного заключения от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области") по вопросу связанному с передвижением МГН в здании СПб ГБУЗ ГП-24, без переустройства лестниц и лифта, в условиях не возможности соблюдения требований в нарушении СП 59.13330.2020. Без утверждения раздела АР разрабатывать иные разделы не представляется возможным.
Письмом N11-25-25/23 от 08.02.2023. Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, вызвала Подрядчика на совещание, которое проведено 14.02.2023. По итогам совещания Заказчик должен был самостоятельно проверить существующие параметры лифтовой шахты, кабины, возможности расширения проемов входа в лифт, реконструкцию лифта. Одновременно Подрядчик должен был предложить заказчику альтернативные пути перемещения МГН по зданию, обеспечивая перемещение МГН по всему зданию. Подрядчик письмом N 22 от 16.02.2023 представил возможные варианты перемещения МГН по всему зданию. Далее Подрядчик письмом N 27 от 27.02.2023 представил развернутую информацию по применяемым средствам передвижения МГН. Заказчик письмом N628 от 02.03.2023. согласовал средство передвижения МГН, предложенный Подрядчиком.
Подрядчик, взвесив полученные исходные данные, принятое решение по передвижению МГН, в условиях не возможности реконструкции лифта или реконструкции лестницы, и применении дополнительных иных средствах перемещения МГН, письмом N 43 от 14.03.2023. известил Заказчика о возобновлении работ по договору, указав на следующие сроки:
- завершение срока проектирования составляет 11 июня 2023,
- завершение срока согласования проекта составляет - 09 сентября 2023,
При этом Подрядчик предложил Заказчику проведение согласований документации, по мере ее готовности, а не по завершении 90 календарных дней. Что позволит ускорить согласование документации.
Подрядчик приступил к выполнению работ подтвердив начало Работ письмом N 43 от 14.03.2023 и выполнил значительный объем Работ. Подрядчиком выполнены Работы, согласно п.9 Задания на проектирование, завершение проектных работ зафиксировано письмом N082 от 11.05.2023.
В процессе выполнения Работ Подрядчик информировал Заказчика о статусе работ (N 47 от 21.03.2023.). Так, уже N 51 от 28.03.2023 Подрядчик просит Заказчика рассмотреть чертежи раздела АР, и предоставить дополнительные пояснения, связанные с медицинскими услугами Заказчика
Письмом N 56 от 03.04.2023 Подрядчик просит Заказчика рассмотреть чертежи раздела ТХ, совместно со спецификацией. Согласование раздела ТХ является основополагающим для разработки иных Подрядчиком разделов.
05.04.2023 Подрядчик представил Заказчику расчет тепловых нагрузок, далее письмом N060 от 12.04.2023 просит повторно Заказчика рассмотреть разделы АР, ТХ, далее письмом N 074 от 25.04.2023 передал Заказчику на рассмотрение разделы АР,КР,ОВ,ВК.
Лишь 25.04.2023 Заказчик согласовал раздел ТХ.
Подрядчик письмом N082 от 11.05.2023 зафиксировал завершение проектных работ.
По настоящее время непосредственно Заказчик не принял ни одного раздела проектной документации, кроме принятого раздела ТХ, при этом от Заказчика не поступало ни одного замечания к документации.
Учитывая пожелания Заказчика (по письмам СПб ГБУ "Служба заказчика Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"), Подрядчик осуществлял корректировку документации, направлял 28.06.2023, 06.07.2023, 12.07.2023, 20.09.2023, откорректированную документацию устраняя замечания, что подтверждается накладными о передаче документации.
Так, Заказчик представил Подрядчику замечания от СПб ГБУ "Служба заказчика Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" исх.N 2149 от 04.08.2023, в которых указано что не представлен раздел "Технологические решения", однако Подрядчик представил раздел письмом N 056 от 03.04.2023.
Таким образом по прошествии 4 месяцев после начала согласований обнаружилось что СПб ГБУ "Служба заказчика Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" не получала от Заказчика данный раздел. При этом Подрядчик считает что данный раздел "Технологические решения" является основополагающим для разработки всех иных разделов (другие разделы разрабатываются на основе раздела ТХ, и предусматривают правильное освещение, обустройство розеточной сети исходя из расстановки технологического оборудования и мебели, расстановка раковин, должно быть рассчитано соответственно воздухообмен и т.п.).
Подрядчик своевременно письмом N 234 от 26.09.2023. известил Заказчика о отрицательном полученном заключении от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии СПб и ЛО", поименовав большое количество замечаний, которые относятся к ответственности Заказчика. Заказчик лишь 11.10.2023. (N2800) представил ряд ответов по отрицательным вопросам, по естественным основаниям не возможно получить оперативно положительное заключение от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии СПб и ЛО". Более того Подрядчик в связи с полученными рекомендациями Заказчика сообщил письмом N 252 от 16.10.2023. о необходимости выполнения дополнительных работ по проектированию, что не было предусмотрено Заданием на проектирование (требуется прервать срок определенный на проведение согласований, для выполнения работ по корректировке проекта в связи с получением письма N2800 от 11.10.2023., с последующим возобновлением Работ по согласованию документации).
Письмом Подрядчика N 252 от 16.10.2023 зафиксирована необходимость выполнения дополнительных работ и необходимость заключения дополнительного соглашения, которое должно было бы описать:
- виды дополнительных проектных работ,
- факт приостановки согласований в виду дополнительных работ,
- сроки на выполнение дополнительных проектных работ,
- сроки связанные с новым согласованием документации,
- стоимость дополнительных проектных работ.
Однако заказчик счел не возможным заключение дополнительного соглашения, известив об этом письмом N2872 от 20.10.2023, при этом указав на необходимость корректировки документации. В этом же письме, заказчик по прошествии 6 месяцев после окончания проектирования указывает следующее: Представленные планы Раздела ТХ расстановки технического оборудования и разработанные в соответствии с СП 158.13330.2014 в отношении Заказчика носят ознакомительный характер.
В этом же письме Заказчик указывает следующее: Согласно п. 7.13 Контракта согласование Заказчиком предусмотрено проектно-сметной документации. Перед передачей Заказчику проектно-сметная документация должна иметь положительное согласование СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ПАО "ТГК-1", Центра гигиены и эпидемиологии, в случае необходимости согласования с ПАО "Россети Ленэнерго", ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга".
Однако в замечаниях от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт- Петербурга" фигурируют замечания, что отсутствуют соответствующие согласования документации Заказчиком.
Заказчик письмом N 2872 от 20.10.2023, указал на необходимость корректировки документации, без дополнительного соглашения, а уже письмом N 2908 от 24.10.2023 Заказчик направил уведомление Подрядчику о расторжении Контракта.
Подрядчик в виду наличия уведомления о расторжении Контракта передал Заказчику результат выполненной работы письмом N 271 от 03.11.2023 по акту сдачи приемки работ. Заказчику передано разработанная документация, в количестве экземпляров предусмотренных Заданием на проектирование. Передан CD- диск с электронной версией проекта текстовая часть, дефектные ведомости объемов работ в формате MicrosoftWord, чертежи и схемы в формате AutoCAD, все разделы проекта представлены так же в форматах Adobe Acrobat. Представлено отрицательное заключение от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии СПб и ЛО".
Документация, находящаяся на согласовании в АО "Теплосеть СПб", до сих пор находится на согласовании (все замечания ранее Подрядчиком отработаны), в случае получения согласования, даже в условиях расторгнутого с Заказчиком Контракта, Подрядчик передаст Заказчику результат согласования. Иных видов согласований с энергоснабжающими организациями не требуется.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СПС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "СПС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СПС" (ИНН: 7801557808), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 ноября 2023 г. N РНП-78-1567/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023