Резолютивная часть оглашена
08.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Кинель-Черкасская центральная районная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ") о включении сведений об ООО "РАССВЕТ" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ", расположенной по адресу: с. Кинель-Черкассы, ул. Алферова, дом 8 (извещение N 0142200001323015511, начальная (максимальная) цена контракта - 2 720 010,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" о включении сведений об ООО "РАССВЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Между ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" и ООО "РАССВЕТ" заключен контракт N 15511 от 21.07.2023 г. (далее - Контракт).
Согласно пунктам 1.1 Контракта по настоящему Контракту Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту Объекта (Объектов), указанных в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта, собственными и/или привлеченными силами, в соответствии с положениями настоящего Контракта.
31.07.2023 г. в адрес ООО "РАССВЕТ" направлена претензия N 2695 с требованием приступить к выполнению работ на объекте (по состоянию на 31.07.2023 г. работы на объекте не выполняются), а также предоставить сведения о причинах повлекших нарушение условий Контракта.
10.08.2023 г. в адрес ООО "РАССВЕТ" направлена претензия N 2835 с требованием приступить к выполнению работ на объекте (по состоянию на 10.08.2023 г. работы на объекте не выполняются), а также предоставить сведения о причинах повлекших нарушение условий Контракта, со сроком устранения нарушений до 11.08.2023 г.
11.08.2023 г. от ООО "РАССВЕТ" поступило возражение на претензию, содержащее информацию о том, что ненадлежащее исполнение обязательств связано с поломкой спецтехники необходимой для выполнения работ.
25.08.2023 г. в адрес ООО "РАССВЕТ" направлена претензия N 2984 содержащая информацию о том, что при дальнейшем ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту будет принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта.
01.09.2023 г. в адрес Подрядчика направлено информационное письмо N 3091 о компенсации ущерба возникшего вследствие выполнения работ по Контракту, с приложением акта о причиненном материальном ущербе от 01.09.2023 г.
Указанные в претензии от 25.08.2023 г. N 2984 доводы Заказчика, не повлияли на устранение Подрядчиком недостатков, в связи с чем 06.09.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 3181.
08.09.2023 г. от Подрядчика поступило письменное возражение по факту принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
14.09.2023 г. в адрес Подрядчика направлено информационное письмо N 3260 о компенсации ущерба, возникшего вследствие выполнения работ по Контракту, с приложением акта о причиненном материальном ущербе от 13.09.2023 г.
В установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе срок Подрядчик приступил к выполнению работ, предусмотренных условиями контракта, в связи с чем 15.09.2023 г. Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 3280.
В период с 02.10.2023 г. по 18.10.2023 г. Подрядчиком работы не выполнялись, вследствие чего 18.10.2023 г. в его адрес направлено требование (претензия) об уплате (штрафа, неустойки) N 4293, а также решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 4292.
20.10.2023 г. от Подрядчика поступило письменное возражение по факту принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также начисленной неустойки.
Заказчиком с целью определения объема, стоимости и качества, выполненных в рамках Контракта работ принято решение о проведении строительно-технической экспертизы, о чем Подрядчик надлежащим образом уведомлен письмом от 23.10.2023 г. N 4352.
23.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлен письменный ответ N 4362 на ранее полученные возражения.
25.10.2023 г. в адрес Подрядчика направлено информационное письмо N 4390 о компенсации ущерба, возникшего вследствие выполнения работ по Контракту, с приложением акта о причиненном материальном ущербе от 25.10.2023 г.
27.10.2023 г. в адрес Подрядчика направлено информационное письмо N 4437 о принятии мер по устранению причин повлекших затопление склада жизненно важных медикаментов.
30.10.2023 г. от Подрядчика получено информационное письмо об устранении последствий, повлекших затопление подвального помещения, однако по состоянию на 31.10.2023 г. представители Подрядчика на объект не пребывали.
Аварийную ситуацию, произошедшую по вине Подрядчика Заказчик устранил собственными силами, что подтверждается актом о причиненном материальном ущербе от 25.10.2023 г.
30.10.2023 г. окончено проведение строительно-технической экспертизы со стороны Заказчика и получено Заключение N5-10/23, согласно которому организацией, которой поручено проведение экспертизы, дано заключение:
- стоимость выполненных работ по контракту N15511 от 21 июля 2023 г. - 611 353, 00 руб. (цена контракта - 2 720 010,00 руб.).
- в связи с отсутствием паспортов и сертификатов , невозможно определить наименование производителя, тип, марку и состав примененных материалов и соответствие те. Визуальным осмотром экспертом установлено соответствие назначению примененных материалов.
В соответствии с п.10.7 Контракта, проведенной экспертизой ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 18.10.2023 г.
Датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу считается дата с момента истечения десяти дней с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе. Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 31.10.2023 г.
Согласно пункту 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На дату рассмотрения обращения Обществом работы по капитальному ремонту терапевтического корпуса ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" не выполнены. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
ООО "РАССВЕТ", подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае ООО "РАССВЕТ" не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО " РАССВЕТ " лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно капитального ремонта терапевтического корпуса ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ". Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "РАССВЕТ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта
В указанном случае ООО "РАССВЕТ" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "РАССВЕТ" (ИНН: 6318069894, КПП: 631801001, ОГРН: 1226300039866, юридический адрес: 443083, РОССИЯ, САМАРСКАЯ ОБЛ., САМАРА Г.О., САМАРА Г., СОВЕТСКИЙ ВН.Р-Н, САМАРА Г., ГАГАРИНА УЛ., Д. 122А, КВ. 25; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Шурыгин Максим Валерьевич (ИНН 631814653694) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "РАССВЕТ", Шурыгине Максиме Валерьевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 ноября 2023 г. N РНП-63-269
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023