Резолютивная часть оглашена
09.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 4" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО "СГБ N 4" Самара) о включении сведений об СОФ "КАПИТАЛ" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Капитальный ремонт на выполнение работ по обеспечению антитеррористической защищенности территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 4", по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, 125 (извещение N 0142200001323013491, начальная (максимальная) цена контракта - 3 044 974,52 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СО "СГБ N 4" Самара о включении сведений об СОФ "КАПИТАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
30.06.2023 г. года между ГБУЗ СО "СГБ N 4" Самара и СОФ "КАПИТАЛ", по результата электронного аукциона заключен Контракт N УЗ-195/23 на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3 029 749 рублей 65 копеек. Контракт заключен в целью проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, в рамках реализации пункта 1.22 Перечня мероприятий подпрограммы "Совершенствование системы территориального планирования учреждений здравоохранения Самарской области на 2014-2025 годы, II этап государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674, за счет средств областного бюджета.
Работы по контракту были начаты СОФ "КАПИТАЛ" по истечении двух недель с даты заключения Контракта.
31.07.2023 года при совместном осмотре территории производства работ СОФ "КАПИТАЛ" было устно заявлено о кустарнике, препятствующем в отдельных местах производству работ. Работы по вырубке кустарника были организованы и закончены 07.08.2023 года, что подтверждается актом и нарядом на вырубку кустарника. Таким образом, указанное обстоятельство не может являться основанием для приостановки работ с 09.08.2023 года.
Сооружение, предназначенное для нахождения персонала охраны, не относится к основным средствам и не является объектом капитального строительства, в связи с чем оформление проектной документации на него не требуется. Указанное сооружение возводится в рамках благоустройства территории с целью реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение и повышение антитеррористической безопасности, на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории учреждения. Указанный объект не может выполнять определенные самостоятельные функции, никакой внутренней планировки в нем не предусмотрено. Строительные материалы для выполнения работ объекта предусмотрены Локальной сметой.
В связи с обоснованными сомнениями в возможности своевременного выполнения Подрядчиком работ, руководствуясь п.п.5.1.1 и.5.1.3 контракта, ГБУЗ СО "СГБ N 4" письмами N 1476 от 31.07.2023 года и N 1611 от 16.08.2023 года направила в адрес СОФ "КАПИТАЛ" запрос о ходе проведения работ и гарантиях их выполнения в срок.
Письмами N029-08/2023 от 07.08.2023 года и N 031-08/2023 от 18.08.2023 года СОФ "КАПИТАЛ" предоставил обоснование необходимости проведения дополнительных работ, без выполнения которых Подрядчик не может приступить к исполнению контракта.
Руководствуясь п.10.4 контракта, в связи с выявлением в ходе исполнения обязательств по контракту необходимости в проведении дополнительных работ, без выполнения которых невозможно надлежащим образом исполнить контракт, Стороны заключили дополнительное соглашение на изменение существенных условий контракта - срок выполнения работ по контракту увеличен до 28.10.2023 года. Согласован график проведения работ.
В соответствии с графиком работ, согласованным сторонами, основная часть работ по капитальному ремонту должна быть выполнена к 23.09.2023 года. Подписывая указанный график, СОФ "КАПИТАЛ" гарантировал исполнение обязательств к указанному сроку.
Однако до 18.10.2023 года выполнение работ находилось в подготовительной стадии. Работники на строительной площадке отсутствовали, работы не выполнялись.
Письмом N1895 от 29.09.2023 года администрация ГБУЗ СО "СГБ N 4" направила Подрядчику претензию о нарушении графика выполнения работ и запрос о предоставлении в 3-дневный срок достоверной информации о ходе выполнения обязательств по контракту. Ответ на указанное письмо N 039- 10/2023 от 17.10.2023 года, поступивший в ГБУЗ СО "СГБ N 4" 18.10.2023 года, содержит уведомление о приостановлении производства работ, которые фактически вообще не производились, однако не содержит информации о том, что препятствовало СОФ "КАПИТАЛ" на протяжении 120 дней приступить в выполнению работ. Доводы, изложенные в письме, были ранее рассмотрены и частично признаны обоснованными, в результате чего было принято совместное решение о заключении дополнительного соглашения на продление срока выполнения работ. СОФ "КАПИТАЛ", как Подрядчик, гарантировал, что за дополнительный срок выполнит принятые на себя обязательства.
Выражая свое согласие на участие в электронном аукционе, СОФ "КАПИТАЛ" в заявке указал, что изучив документацию об электронном аукционе, а так же применимые к данному аукциону нормативно-правовые акты, он согласен участвовать в аукционе на условиях, установленных в документах заказа, и согласен с тем, что в случае, если им не были учтены какие-либо факторы, влияющие на стоимость оказания услуг, данные услуги будут в любом случае оказаны в полном соответствии с документацией об аукционе, в пределах предполагаемой цены государственного контракта.
Пунктом 10.7 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта по инициативе Заказчика в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или нарушает график выполнения работ (при его наличии), или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. В таком случае Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ст.715 ГК РФ).
Заказчик является многопрофильным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, которое оказывает амбулаторно-поликлиническую и круглосуточную экстренную стационарную медицинскую помощь жителям Самарской области и является стратегическим объектом. Бездействие Подрядчика на протяжении длительного времени по производству работ ведет к нарушению действующего антитеррористического законодательства.
Учитывая особую значимость работ по обеспечению антитеррористической защищенности, нарушение Подрядчиком обязательств по контракту, которое делает окончание работ к сроку явно невозможным, руководствуясь ст. 715 ГК РФ, п.9 ст.95 Закона о контрактной системе и п.10.7 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, период просрочки выполнения работ, согласно графику, составил с 25.09.2023 г. по 18.10.2023 г. - 24 дня. В соответствии с п.7.2 контракта пеня исчисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта. На 18.10.2023 г. сумма пени составляет 31 509, 40 рублей (Тридцать одна тысяча пятьсот девять рублей 40 коп.). Пени в 10-дневный срок по реквизитам, указанным в п.7.2 контракта не оплачена.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 18.10.2023 г.
Датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу считается дата с момента истечения десяти дней с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе. Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 31.10.2023 г.
Согласно пункту 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На дату рассмотрения обращения Обществом работы по капитальному ремонту на выполнение работ по обеспечению антитеррористической защищенности территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 4", по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, 125 не выполнены. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, а так же согласно дополнительному соглашению, увеличивающему срок проведения работ на 60 дней, Обществом не осуществлялись.
СОФ "КАПИТАЛ", подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае СОФ "КАПИТАЛ" не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) СОФ "КАПИТАЛ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно капитальный ремонт на выполнение работ по обеспечению антитеррористической защищенности территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 4", по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, 125. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Принимая указанное решение, Комиссия учитывала тот факт, что объект закупки, является социально значимым объектом, относящимся к объектам обеспечения здравоохранения граждан.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность СОФ "КАПИТАЛ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта
В указанном случае СОФ "КАПИТАЛ" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об СОФ "КАПИТАЛ" (ИНН: 6311181914, КПП: 631101001, ОГРН: 1186313085750, юридический адрес: 443079, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, САМАРА ГОРОД, ГАГАРИНА УЛИЦА, ДОМ 65, КВАРТИРА 58; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Владимиров Владимир Борисович (ИНН 631500094082) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью СОФ "КАПИТАЛ", Владимирова Владимира Борисовича из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 ноября 2023 г. N РНП-63-273
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023