Резолютивная часть оглашена
13.11.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "АЛЬКОРФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка лекарственного средства для учреждений Самарской области (совместные торги)" (извещение N 0142200001323022520, начальная (максимальная) цена контракта - 1 553 000,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "АЛЬКОРФАРМ" на действия комиссии при проведении аукциона в электронной форме.
Согласно доводам жалобы комиссия неправомерно признало заявку N124 победителем электронного аукциона, так как данная заявка не содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях не включены в государственный реестр лекарственных средств.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2023 NИЭА1, повторно провести аукцион.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по жалобе.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении электронного аукциона были установлены ограничения и условия допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика, в соответствии с п.1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289 в случае если после отклонения заявок в порядке, установленном п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289, хотя бы одна заявка содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в п. 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, является декларирование участником закупки в заявке сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям документации об аукционе;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в пп. "а" и "б" пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, но не соответствует условию, указанному в пп. "а" пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Уполномоченный орган в пояснениях указал, что заявка с идентификационным номером 124 содержала предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории Российской Федерации, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в государственный реестр лекарственных средств, что подтверждено декларированием (предоставлением) участником закупки в заявке в отношении предлагаемого к поставке лекарственного препарата и фармацевтической субстанции сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственного средства для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, выданном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (включая стадии производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, с приложением копии такого документа.
Участником закупки, подавшим заявку с идентификационным номером 124 на участие в аукционе, предложена цена контракта (1 073 456.48 руб.), которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта (861 915.00 руб.), поданное участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, но не соответствует условию, указанному в пп. "а" пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Заявки с идентификационными номерами 255, 28, 20, 11, 218 не соответствуют условиям, указанным в пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н: не содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств; и/или отсутствует декларирование участниками закупки сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В результате рассмотрения заявок на участие в аукционе, которые не отклонены в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, в части соответствия их условиям, указанным в пп. 1.4 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, заявкой, соответствующей совокупности условий применения пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, признается заявка с идентификационным номером 124.
В связи с применением условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленных пп. 1.4 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, принято решение о заключении контракта с участником, заявке которого присвоен идентификационный номер 124.
В составе заявки участник закупки ООО "А-ФАРМ" продекларировал поставку лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государств - членов ЕАЭС и представил сведения о документе, содержащем информацию о стадиях технологического процесса производства лекарства на территории ЕАЭС (выдается Минпромторгом России): СП-0002151/04/2023 от 24.04.2023.
Таким образом, участником признанным победителем выполнены необходимые действия на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 и Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Аукционной комиссией рассмотрены представленные документы, продекларированная информация и заявка признана отвечающей требованиям п.1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
На основании вышеизложенного в действиях акционной комиссии отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом представленных документов, в результате проведения внеплановой проверки, Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.
Победителем закупки (заявка N124) в своей заявке представило следующие документы и информацию: регистрационное удостоверение N ЛП-005254 от 20.12.2018, СТ-1 N 1056000031, сертификат соответствия требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза GMP/EAEU/RU/00377-2022 (срок действия с 25.03.2023 по 24.03.2025) и информационное письмо ООО "А-ФАРМ" с указанием сведений о документе СП-0002151/04/2023 от 24.04.2023. При этом, в составе заявки документ N СП-0002151/04/2023 от 24.04.2023 отсутствует, что не позволило аукционной комиссии идентифицировать страну происхождения фармацевтической субстанции. Также, в заявке отсутствуют сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного препарата для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе, о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с положением о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденном постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 172-14, сертификат о происхождении товара формы СТ-1 заполняется в соответствующем порядке.
Так, в графе N 9 "Критерии происхождения" указываются следующие критерии происхождения товаров:
"П" - товар, полностью произведенный в Российской Федерации;
"Д1701" - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке на территории Российской Федерации, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции, например - 1701;
"К" - кумуляция СНГ.
В соответствии с сертификатом СТ-1 N 1056000031, представленным в составе заявке подателем жалобы, в графе N 9 "Критерии происхождения" указан критерий "Д", следовательно, предложенный лекарственный препарат "Имипенем+Циластатин" - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке на территории Российской Федерации.
Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России установила, что согласно сведениям из государственного реестра лекарственных средств фармсубстанция предлагаемого к поставке лекарственного препарата производится в России и в Китае:
АО "Биохимик" (АО "Биохимик"), адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, д. 15А;
Шэньжень Хайбинь Фармасьютикал Ко.Лтд, адрес: N 2003 Shayan Road, Yantian District, Shenzhen City, Guandong Province.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Самарского УФАС России считает, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для применения условий допуска, предусмотренных пп.1.4 п.1 Приказа Минфина России N 126н.
Данная позиция антимонопольного органа подтверждается судебной практикой, (решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9193/2021, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа по данному делу; решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-21801/2022).
Кроме того, решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9193/2021, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа по данному делу), сделан следующий вывод: поскольку Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлены определенные критерии (соответствии с разделом 7, содержащего требования и порядок заполнения сертификата, следует, что обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве - участнике Соглашения, а обозначение "Д" - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции, лекарственный препарат, которому присвоено обозначение может производиться из различных субстанций, в том числе, иностранных государств. При этом судом сделан однозначный вывод о том, что факт выдачи СП, согласно Административному регламенту, не свидетельствуют о полном цикле производства лекарственного препарата на территории ЕАЭС.
Верховный суд Определением N 301-ЭС22-12564 от 03.08.2022 не нашел оснований для пересмотра данного решения и указанные судебные акты оставил в силе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬКОРФАРМ" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 ноября 2023 г. N 514-4096-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023