Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности - моста через р. Обва, км 38+358, на автомобильной дороге А-153 Нытва-Кудымкар, Пермский край (изв.N 0315100000323000091),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000323000091 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности - моста через р. Обва, км 38+358, на автомобильной дороге А-153 Нытва-Кудымкар, Пермский край.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 280 600,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.11.2023 г.
Заявитель полагает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям Закона о закупках.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что порядок оценки заявок установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее- приказ N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу п. 2 приказа N 402 классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. Исходя из содержания п. 2 приказа N 402 отмечаем, что предусмотренная приказом N 402 классификация работ не является безусловным и единственным основанием для отнесения тех или иных работ при применении Положения. В данном случае, работы, предусмотренные Техническим заданием и работы, предусмотренные приказом N 402 не являются едиными видами работ, а осуществляются участниками различных между собой рынков услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0315100000323000091 объектом закупки является оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности - моста через р. Обва, км 38+358, на автомобильной дороге А-153 Нытва-Кудымкар, Пермский край. Описание оказываемых услуг указано в приложении к извещению.
Так, согласно разделу 11 Технического задания в составе работ входят такие следующие услуги, в частности:
1) Техническое обслуживание ИТСОТБ включает в себя:
- инструментальный контроль состояния соединений в подсистемах ИТСОТБ, автоматов защиты сети приборов, восстановление работоспособности в случае необходимости;
- визуальный осмотр и проверка целостности оборудования подсистем ИТСОТБ, проводов и шин заземления, восстановление работоспособности в случае необходимости;
- настройка и техническое обеспечение приема-передачи данных с подсистем ИТСОТБ, программного обеспечение;
- обеспечение безотказной работы всех подсистем ИТСОТБ и программного обеспечения;
- проверка и восстановление работоспособности (при необходимости) источников бесперебойного питания (ИБП);
2) Система хранения данных (в том числе системы сбора и обработки информации, системы передачи данных и извещений):
-Внешний осмотр оборудования системы.
-Проверка исправности проводов и кабельных линий, проверка соединения, подключения коммутационных разъемов. Тестирование работы системы.
-Внешний осмотр источника бесперебойного питания, проверка исправности проводов соединения оборудования в аппаратной стойке, измерение электрических параметров ИБП, проверка величины напряжения и регулировка тока заряда аккумуляторных батарей.
-Внешний осмотр источника питания PoweroverEthemet (РоЕ), проверка исправности проводов соединения оборудования в аппаратной стойке;
-Выявление дефектов корпусов (вмятины, царапины, трещины);
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В соответствии с п. 20 ПП РФ N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных пп. "а" - "з" п. 20 ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 ПП РФ N 2604, применяются детализирующие показатели.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 30 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в пп. "д" п. 24 ПП РФ N 2604, документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному пп "д" п. 24 ПП РФ N 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с пп. "а" п. 30 ПП РФ N 2604:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 32 ПП РФ N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные пп. "б" и "в" п. 3 ПП РФ N 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному пп. "г" п. 3 ПП РФ N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0315100000323000091критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Детализирующим показателем к показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является:
- наличие у участников закупки квалифицированных штатных специалистов, имеющих высшее инженерное образование, аттестованных в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта, обладающих опытом работы в области обеспечения транспортной безопасности не менее 2-х лет на дату подачи заявки.
В качестве предмета оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" принимается:
- копия диплома о высшем образовании с подтверждением присвоения инженерной специальности;
- копии трудовых договоров и (или) копии трудовых книжек (электронных трудовых книжек) (трудовые книжки - при наличии). Копии трудовых книжек сотрудников должны быть представлены в полном объеме (все листы имеющие записи) и (или) сведения о трудовой деятельности, формируемые работодателем в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. В случае наличия исправлений и изменений в оригиналах документов, такие исправления и изменения должны быть заверены печатью организации и подписью уполномоченного на то лица;
- копия приказа о назначении на должность;
- копия действующего свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта, выданного Федеральным дорожным агентством Минтранса РФ;
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати или информация о электронных подписях.
На копиях документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между участником закупки и работником, должна стоять отметка работодателя о работе специалиста в организации на дату подачи заявки: после последней записи в трудовой книжке или на первой странице документов: приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров.
Работник, в отношении которого представлен не полный комплект документов, перечисленных в настоящем разделе Порядка оценки, или какие-либо документы не соответствуют требованиям настоящего раздела Порядка оценки, не учитывается Комиссией.
Непредоставление документов для оценки по показателю или предоставление документов, не соответствующих требованиям настоящего Порядка оценки, не влечет отклонение заявки участника.
Относительно доводов Заявителя Комиссия отмечает, что приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее- приказ N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 2 приказа N 402 классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с приказом N 402 обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности как частное входит в прочие работы по содержанию автомобильной дороги.
Исходя из содержания п. 2 приказа N 402 Комиссия отмечает, что предусмотренная приказом N 402 классификация работ не является безусловным и единственным основанием для отнесения тех или иных работ при применении Правил.
Исходя из понятий, установленных законодательством о транспортной безопасности, а именно из положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и постановления Правительства РФ от 21.12.2020 г. N 2201 "Oб утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности являются частью объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснащаемого в рамках законодательства о транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 8 ст. 12.2 Закона о транспортной безопасности системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности, являются техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Следовательно, работы по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности имеют свою специфику, подразумевают работы с высокотехнологичным оборудованием и направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и не являются работами по содержанию автомобильной дороги, согласно классификации, предусмотренной приказом N 402.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок, согласно п. 28 ПП РФ N 2604.
Вместе с тем, входе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Установленное Заказчиком требование о предоставлении в качестве подтверждения наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации копии приказа о назначении на должность исключает возможность представлять информацию о специалистах, оказывающих услуги на основании договоров гражданско-правового характера.
Таким образом, в действиях Заказчика, ненадлежащим образом установившего критерии оценки заявок, установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности - моста через р. Обва, км 38+358, на автомобильной дороге А-153 Нытва-Кудымкар, Пермский край (изв.N 0315100000323000091) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 ноября 2023 г. N 16549/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023