Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Н.А. Ворсина, заместитель начальника отдела, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Аэрос" (ИНН 2461029380, КПП 246101001) (далее - общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-12905/23 "На право поставки изделий медицинского назначения (контура) лот N1 субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", номер извещения 0119200000123012382, идентификационный код закупки 232244304735424430100102620023250244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Аэрос" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-12905/23 "На право поставки изделий медицинского назначения (контура) лот N1 субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями" (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и общества (далее - общество, поставщик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До начала рассмотрения обращения в адрес Красноярского УФАС России от представителя заказчика и общества поступили письменные пояснения и ходатайства о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.
На рассмотрении обращения, состоявшимся 14.11.2023 в 15:30, посредством ВКС присутствовали представитель заказчика, а также представитель общества (личности и полномочия подтверждены надлежащим образом).
Из обращения заказчика, следует, что между заказчиком и обществом по итогам проведения электронного аукциона был заключён контракт N 0119200000123012382 от 16.08.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
ЭА-N-12905/23 "На право поставки изделий медицинского назначения (контура) лот N1 субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", идентификационный код закупки 232244304735424430100102620 023250244.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объёме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
В силу пункта 1.1. контракта в соответствии с контрактом поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку изделий медицинского назначения (контура) лот N1, (код ОКПД2 - 32.50.13.190) (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Согласно пункту 1.2. номенклатура товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 1.3. контракта поставка товара осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, пр. Лапенкова, 15 (далее - место доставки).
Из пункта 2.1. контракта следует, что максимальное значение цены контракта и цена единицы и валюта платежа устанавливаются в российских рублях.
Согласно пункту 2.2. контракта цена единицы товара определяется в соответствии со Спецификацией (приложение N1), НДС не облагается, на основании статьи 346.11 главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Максимальное значение цены контракта составляет 1496113, 50 копеек.
В соответствии с пунктом 5.1. контракта поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, в срок с момента заключения контракта по "31" декабря 2023 г.
Поставка товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках заказчика.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в товаре.
Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 5 (пяти) календарных дней с момента передачи ему заявки.
Заявка может быть передана заказчиком как в устной форме (по телефону, указанному в пункте 17 контракта), так и в письменной (по электронной почте, указанной в пункте 17 контракта).
Порядок определения количества поставленного товара на основании заявок заказчика: исходя из количества фактически поставленного товара.
При отказе поставщика от поставки товара заказчиком составляется акт об отказе в поставке товара. В данный акт вносятся сведения о дате и времени отказа, наименовании и количестве товара, о причинах отказа, о фамилии, имени, отчестве и должности лица, принимающего заявку.
В случае просрочки поставки товара заказчик составляет акт о просрочке поставки товара, в котором указываются сведения о времени заказа и времени просрочки поставки товара.
Данные акты являются основаниями для применения к поставщику мер ответственности, предусмотренных контрактом.
Согласно предоставленным письменным пояснениям заказчика и информации, размещённой в ЕИС, товар был поставлен частично, что подтверждается документом о приёмке N 73 от 27.09.2023, а также оплачен заказчиком на сумму 44438,54 руб. о чём свидетельствует платёжное поручение N1329849 от 29.09.2023.
Вместе с тем, обществом был нарушен срок поставки товара, поскольку заявка заказчиком была направлена 28.08.2023, что подтверждается скриншотом электронной почты, таким образом, товар необходимо было поставить не позднее 02.09.2023.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения также пояснил о том, что в адрес поставщика была направлена претензия N 07-03/401 от 08.09.2023 с требованием поставки товара в срок до 13.09.2023 по заявке от 28.08.2023.
Согласно представленным пояснениям поставщика уведомительным письмом от 11.09.2023 заказчику было сообщено о том, что в связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией (пункт 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и возникшими логистическими проблемами у производителя "Fisher&Paykel" образовался дефицит расходных медицинских материалов. Предварительная дата поставки 25.09.2023
Заказчиком была направлена повторно претензия N 07-03/401 от 15.09.2023 с требованием поставить товар в срок до 20.09.2023. Поставщик в свою очередь уведомил заказчика письмом от 20.09.2023, содержание которого было аналогично письму от 11.09.2023. Также из письма от 20.09.2023 следовало, что позиции производителей "Shaoxing Reborn Mtdical Devices Co"., "Ltd", "Flexicare Medical Limited", "Mercury Medical" комплектуются кратно упаковкам, так как по заявке заказчика товар указан в единицах измерения "штуки", возникли трудности в укомплектовании товара.
В ходе рассмотрения установлено, что 26.09.2023 поставлено 6 позиций из 7, указанных в Спецификации (приложение N 1к контракту). Поставщиком не было поставлено "Устройство ИВЛ Т-образное" (РУ N ФСЗ 2011/09111 от 15.02.2022 г.) (позиция N 6 Спецификации). В своей претензии N 07-03/401 от 05.10.2023 заказчик требовал допоставить указанный товар в срок до 11.10.2023.
Вместе с тем, 11.10.2023 заказчиком не был принят поставленный товар от общества, поскольку данное изделие медицинского значения не соответствовало техническим характеристикам, указанным в приложении N 2 к контракту, а именно отсутствовал регулятор положительного давления конца выдоха с встроенным Т-образным разветвителем: в диапазоне от 0 до 15 смH2O, длина изделия не соответствовала требованиям, в связи с этим отсутствовала возможность применения для проведения реанимационных мероприятий без использования стационарного оборудования.
В ходе рассмотрения обращения представитель общества пояснил, что также от дистибьютора ООО "Авалон" (с ним между обществом заключён договор N 18/01-01 от 18.01.2023 на поставку медицинских расходных материалов) в адрес общества было направлено письмо о том, что производитель "Fisher&Paykel" прекратил поставки товара "Устройство ИВЛ Т-образное" (РУ N ФСЗ 2011/09111 от 15.02.2022 г.). Таким образом, ООО "Авалон" не имел возможности поставить товар обществу.
На рассмотрении обращения представитель общества пояснил, что поставщик готов был заменить товар, несоответствующий техническим характеристикам, на резервный мешок и заменить на изделие иного производителя (РУ N ФСР 2007/00439 от 14.10.2019, страна производства: Российская Федерация). Кроме того, представитель общества отметил, что в адрес заказчика поставщиком был направлен договор пожертвования неденежного имущества, согласно которому он обязался передать заказчику указанный товар. Ввиду изложенного, Комиссией установлено, что общество не уклонялось от исполнения обязательств по контракту.
Однако заказчик на рассмотрении пояснил, что предлагаемый поставщиком товар, функционально отличается от "Устройства ИВЛ Т-образное" (РУ N ФСЗ 2011/09111 от 15.02.2022 г.). Таким образом, резервный мешок не может быть применён при проведении реанимационных мероприятий без использования стационарного оборудования. В рассматриваемом случае, именно "Устройство ИВЛ Т-образное" полностью могло удовлетворить потребность заказчика.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 27.10.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 27.10.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что поставщик устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 06.11.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 523 ГК РФ предусматривает следующее: нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что ООО "Аэрос" осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, в том числе поставщик находился в постоянном взаимодействии с заказчиком, то есть поставщик не находился в бездействии и не с безразличием отнеслось к принятым на себя обязательствам, что в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении общества в Реестр.
Также на рассмотрении обращения представитель заказчика не настаивал на включении сведений об обществе в Реестр.
Кроме того, в материалы обращения ООО "Аэрос" представлены сведения о 18 исполненных контрактах, в рамках законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что также подтверждает добросовестность общества.
Исходя из представленных материалов Комиссия не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что поставщик должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрены собственные меры ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила отказать заказчику во включении сведений об ООО "Аэрос", в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 ноября 2023 г. N 024/10/104-3197/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023