Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок(далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Кочевник",
У С Т А Н О В И Л А:
02.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Кочевник" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест и устройств запоминающих (извещение N 0340100010923000121).
Заявитель сообщает, что по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) его заявка была необоснованно отклонена по п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку заявителем предлагается товар, который не имеет товарного знака, а указывать марки и/или модели в заявке участник не обязан, поэтому в значении характеристик был указан "-".
Рассмотрение жалобы назначено на 09.11.2023 г., отложено на 10.11.2023 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, дополнительно направил сведения о предлагаемом к поставке товаре, который не имеет товарного знака.
Представитель Заказчика указал, что заявка Заявителя не соответствует требованиям к заполнению заявки, изложенным Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в закупке. Информация о характеристиках товара, указанная Заявителем посредством "-", заполненной им заявке, по своему содержанию является неинформативной. Посредством указанного Заявителем символа комиссия Заказчика не могла в полной мере установить соответствие характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям, указанным в извещении. Запросов на разъяснение документации от участников не поступало. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
18.10.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест и устройств запоминающих (извещение N 0340100010923000121). Начальная (максимальная) цена контракта - 658 001,35 руб.
Приложение N 2 "Аукционное задание", являющееся неотъемлемой частью извещения, содержит требования к автоматизированному рабочему месту, в том числе со следующие характеристиками акустической системы и вебкамеры:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке* |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Количество полос Максимальная воспроизводимая частота |
|
кГц |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Минимальная воспроизводимая частота |
|
Гц |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Номинальная мощность |
|
Вт |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Тип |
Активная |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Тип подключения |
TRS (jack) |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Тип размещения |
Настольная |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Отношение сигнал/шум |
|
ДЕЦИБЕЛ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Формат системы |
2.0 |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Сопротивление |
4 |
Ом |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Динамики колонок |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Материал корпуса |
Дерево (МДФ) |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Разъемы для подключения сателлитов |
RCA |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Регулировки/Настройки |
Громкость, тембр |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Питание |
От электросети |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Блок питания |
Встроенный |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Магнитное экранирование |
Есть |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 илиэквивалент |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
HD-формат |
Full HD 1080p |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Число мегапикселей матрицы |
|
Мегапиксели |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Разрешение матрицы |
|
Пиксель |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Оптика/сенсор |
2 МПкс CMOS |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Фокусировка |
фиксированный |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Светосила |
f/2.0 |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Микрофон |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Шумоподавление микрофона |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Интерфейс |
USB 2.0 |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Крепление |
универсальное |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Длина кабеля |
|
м |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Поддерживаемое ПО: WinVista/7/8/10, Mac OS, Linux |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В пп. "а" п. 2 приложения N 1 "Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке" к извещению указано, что предложение участника закупки в отношении объекта должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (техническом задании), товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Участники закупки указывают характеристики товара в соответствии с правилами, установленными в Техническом задании (описании объекта закупки). При указании товарного знака (при наличии) предлагаемого (используемого) товара при поставке (выполнении работ, оказании услуг) использование терминов "или эквивалент" / "эквивалент" не допускается. Указываемые значения должны быть точными, конкретными, не сопровождаться словами "не более", "не менее", "не хуже", "или", "должен", "должно", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "должно быть/иметь", "может", "или лучше", "не шире", "не уже" и иных выражений, не определяющих точно значение характеристики (за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной документации на товар); такая заявка не рассматривается и отклоняется комиссией, как не соответствующая требованиям, установленным в извещении. В случае применения заказчиком в Технической части (Аукционном задании) при описании показателей слова "диапазон" - участник в заявке предлагает товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя; либо одно конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы (включая предельные значения) без предлогов "не менее", "не более", "не шире", "не уже".
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 указанной статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 указанной статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с подпунктом а пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, из них соответствует требованиям 4, отклонено 5. Заявка Заявителя была зарегистрирована под порядковым номером 9 (идентификационный номер заявки 115215898).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка N 9 была отклонена на основании: "несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с инструкцией по заполнению значений характеристик "Акустическая система:", "Вебкамера:" участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики. Значение характеристики в заявке участника: -.".
Согласно представленной Заказчиком заявке Заявителя, им предложено автоматизированное рабочее место, в том числе со следующими характеристики акустической системы и вебкамеры:
Наименование характеристики |
Значение характеристики в заявке участника |
Акустическая система: |
- |
Количество полос Максимальная воспроизводимая частота |
Килогерц |
Минимальная воспроизводимая частота |
100 Герц |
Номинальная мощность |
4 Ватт |
Тип |
Активная |
Тип подключения |
TRS (jack) |
Тип размещения |
Настольная |
Отношение сигнал/шум |
70 Децибел |
Формат системы |
2.0 |
Сопротивление |
4 Ом |
Динамики колонок |
76 мм |
Материал корпуса |
Дерево (МДФ) |
Разъемы для подключения сателлитов |
RCA |
Регулировки/Настройки |
Громкость, тембр |
Питание |
От электросети |
Блок питания |
Встроенный |
Магнитное экранирование |
Есть |
Вебкамера: |
- |
HD-формат |
Full HD 1080p |
Число мегапикселей матрицы |
2 |
Разрешение матрицы |
1920x1080 |
Оптика/сенсор |
2 МПкс CMOS |
Фокусировка |
фиксированный |
Светосила |
f/2.0 |
Микрофон |
Да |
Шумоподавление микрофона |
Да |
Интерфейс |
USB 2.0 |
Крепление |
универсальное |
Длина кабеля |
1,5 метр |
Поддерживаемое ПО: WinVista/7/8/10, Mac OS, Linux |
Да |
Учитывая, что Заявителем не представлено значение для "акустической системы" и "вебкамеры" и указан "-", при наличии инструкции по заполнению заявок на участие в закупке, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для признания заявки Заявителя соответствующей требованиям извещения.
Довод Заявителя не обоснован.
Вместе с тем, по результатам внеплановой проверки, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок во взаимосвязи с аукционным заданием вводит участников закупки в заблуждение. Указано, что участник закупки указывает конкретный показатель характеристики: "акустическая система" (SVEN SPS-607 или эквивалент)", "вебкамера (exegate full hd 1080 или эквивалент)" выделены как отдельная характеристика товара, однако, товарный знак не является характеристикой товара.
Как отмечает ФАС России в своем письме от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в документации о закупке.
Представитель Заказчика пояснил, что указанная в аукционном задании характеристика товара: акустическая система включает в себя наименование торговой марки "SVEN" и модель- "SPS-607"; вебкамера включает в себя наименование торговой марки "exegete" и HD-формат - "full hd 1080". На сайтах данных организаций имеется значок R (письмо от 09.11.2023 г. N3/2023). Заказчик пояснил, что участники могли указать следующие слова: "акустическая система", "вебкамера".
Заявитель письменно сообщил, что акустическая система и вебкамера не являются отдельными объектами закупки, а входят в состав автоматизированного рабочего места. К поставке предлагалось АРМ модели "ITP Business", производитель ООО "АЙТИ ПАРНЕР" - товарный знак отсутствует (скриншот электронной почты от 09.11.2023 г., сертификат на товар).
Изучив представленные Заказчиком заявки участников, Комиссия Кировского УФАС России установила, что участниками по спорным позициям предлагался следующий товар:
Порядковый номер заявки |
Наименование характеристики |
Значение характеристики в извещении |
Значение характеристики в заявке участника |
1 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN SPS-607 |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
exegate full hd 1080 |
|
2 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN SPS-607 |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
exegate full hd 1080 |
|
3 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
эквивалент |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
эквивалент |
|
4 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN SPS-607 |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
exegate full hd 1080 |
|
5 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
full hd 1080 |
|
6 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN SPS-607 |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
exegate full hd 1080 |
|
7 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
SVEN |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
Hikvision |
|
8 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
есть |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
есть |
|
9 |
Акустическая система: |
SVEN SPS-607 или эквивалент |
- |
Вебкамера: |
exegate full hd 1080 или эквивалент |
- |
Анализ заявок показал, что допущены были только заявки, в которых указан товарный знак, однако инструкция по заполнению заявок не содержала порядок заполнения заявки участниками при отсутствии товарного знака.
Довод Заказчика о возможности указания по спорным характеристикам слова "акустическая система" и "вебкамера" не подтверждён размещенной в составе извещения инструкции по заполнению заявок.
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что положения Закона о контрактной системе не содержат обязательного требования об указании в заявке участника закупки наличия или отсутствия товарного знака у предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, требование об указании участником закупки сведений о товарном знаке носит диспозитивный характер, в связи с чем, указанная информация подлежит включению в состав заявки только при условии того, что предлагаемый участником закупки товар имеет товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке.
На основании изложенного, отсутствие в инструкции по заполнению заявок порядка заполнения заявки при отсутствии товарного знака вводит в заблуждение участников закупки и членов комиссии по осуществлению закупок, что противоречит требованиям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая, что данное нарушение повлекло за собой отклонение заявок, устранение выявленного нарушения возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Кочевник" на действия Заказчика - ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест и устройств запоминающих (извещение N 0340100010923000121).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за нарушение требований к формированию инструкции по заполнению заявок о необходимости представить в срок до 27.11.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию (e-mail: to43@fas.gov.ru):
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица, ответственного за нарушение требований к формированию инструкции по заполнению заявок назначается на 06.12.2023 г. в 13 час. 00 мин. по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 ноября 2023 г. N 043/06/106-1172/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023