Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ООО "РЕМДОРСТРОЙ" по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "РЕМДОРСТРОЙ",
У С Т А Н О В И Л А:
07.11.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "РЕМДОРСТРОЙ" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Вятскополянского района и искусственных сооружений на них в 2024 году (извещение N 0340200003323014673).
Заявитель считает, что его заявка отклонена в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в подтверждение опыта работы по закупке ООО "РЕМДОРСТРОЙ" был представлен исполненный муниципальный контракт N 01403000210230000360001. В рамках исполнения указанного муниципального контракта по благоустройству дворовой территории по ул. Первомайской, д. 56/68, г. Вятские Поляны, "Образцовый Дом" ООО "РЕМДОРСТРОЙ" были выполнены в том числе следующие работы: корчевка пней; ремонт и асфальтирование проезда и стоянок; ремонт и асфальтирование тротуаров; устройство бортовых камней. Согласно акту приемки выполненных работ (форма КС-2) по муниципальному контракту ООО "РЕМДОРСТРОЙ" были выполнены работы на сумму 2211958 рублей 60 копеек, что составляет более 20 процентов начальной (максимальной) цены закупки. Выполненные работы по ремонту стоянок и тротуаров относятся к элементам обустройства автомобильных дорог в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, оператор электронной торговой площадки "РТС-тендер" в соответствии с действующим законодательством допустил ООО "РЕМДОРСТРОЙ" к участию в электронной закупке в соответстии с требованиями ч. 13 ст. 24.2 Закона о контарктной системе. Считает, что Уполномоченное учреждение неправильно оценило соответствие опыта работы участника объекту закупки без учета содержания представленных документов, что привело к неправомерному отклонению заявки ООО "РЕМДОРСТРОЙ".
Представитель Заявителя подтвердил доводы жалобы, дополнительно сообщил, что выполненные работы по предложенному контракту предусматривают выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги. Предмет контракта определяется не наименованием контракта, а содержанием подлежащих выполнению работ. В подтверждение своего довода представлена сравнительная таблица с видами выполненных работ и видами работ, предусмотренных Приказом Минтранса от 16.11.2012 г. N 402.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.11.2023 г., откладывалось на 14.11.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 обязывающие подтвердить опыт исполнения договора, связанный с автомобильной дорогой, при этом Заявитель, во исполнение дополнительных требований, предоставил договор по благоустройству дворовой территории. Члены комиссии по осуществлению закупок, руководствуясь положениями ПП N 2571, различают требования к подтверждению опыта в соответствии с позицией 18 раздела III (опыт, связанный с автомобильными дорогами) и позиции 9 раздела П (опыт по благоустройству). Кроме того, во всех актах к спорному контракту речь идет о благоустройстве дворовой территории. В подтверждение своих возражений прикладывает фото придомовой территории, которая подлежала благоустройству, и которая не относится к автомобильной дороге.
Указывает, что все электронные площадки используют алгоритм работы "подтверждения" через "наличие", а не через "оценку", не имея полномочий оценивать содержание документа, электронная площадка только подтверждает наличие требуемых документов, принимая его как соответствующий. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
24.10.2023 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Вятскополянского района и искусственных сооружений на них в 2024 году. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 857 619,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 18 Приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что если объектом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в извещении о проведении закупки должно быть установлено условия о наличии:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Аналогичные требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 установлены Заказчиком в извещении о закупке.
Таким образом, учитывая объект закупки "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Вятскополянского района и искусственных сооружений на них в 2024 году" и начальную (максимальную) цену контракта - 9 857 619,00 руб., к участникам закупки правомерно установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 18 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2023 комиссия по осуществлению закупок приняла решение об отклонении заявки Заявителя (идентификационный номер закупки 115187219) в связи с несоответствием участника требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (представленный договор не соответствует требованиям извещения об электронном аукционе).
Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что в составе заявки Заявителя в качестве подтверждения опыта в соответствии с Постановлением N 2571 представлен муниципальный контракт N 01403000210230000360001 от 18.04.2023 г. на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Первомайской, д. 56/68, г. Вятские Поляны, "Образцовый дом".
На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта N 01403000210230000360001 от 18.04.2023 г. по благоустройству дворовой территории по ул. Первомайской, д. 56/68, г. Вятские Поляны, "Образцовый Дом" подрядчик выполняет следующие работы: корчевка пней; ремонт и асфальтирование проезда и стоянок; ремонт и асфальтирование тротуаров; устройство бортовых камней.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах):
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона об автомобильных дорогах, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Таким образом, содержание представленных участником закупки в подтверждение опыта работ контрактов и актов выполненных работ, должно быть сопоставимо с предметом закупки, что позволяет заказчику убедиться об обладании лицом необходимым навыками и умениями для выполнения заявленных работ, следовательно, опыт ремонта дворовых территорий и проездов к ним, не подтверждает опыт, необходимый для ремонта автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из абзаца 4 подпункта "а" пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", следует, что ремонт дворовых проездов является одним из видов работ по благоустройству дворовых территорий.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного учреждения, внутриквартальные проезды не входят в состав автомобильных дорог г. Вятские Поляны, так как расположены вне полос отвода земельных участков автомобильных дорог, в связи с чем не подпадают под действие Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Таким образом, объектом спорного контракта являются работы по благоустройству дворовой территории по ул. Первомайской, д. 56/68, г. Вятские Поляны, однако данные работы не являются ремонтными работами автомобильных дорог общего пользования местного значения, обратного Заявителем не доказано.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы.
На основании изложенного, представленные Заявителем документы в качестве опыта выполнения работ, противоречат позиции 18 Приложения к Постановлению N 2571.
При указанных обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у комиссии по осуществлению закупок имелись достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "РЕМДОРСТРОЙ" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Вятскополянского района и искусственных сооружений на них в 2024 году (извещение N 0340200003323014673).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 ноября 2023 г. N 043/06/106-1185/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023