Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - Заказчик) Г<_> (дов. N 09/23 от 08.11.2023), С<_> (дов. N 10/23 от 09.11.2023), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение), индивидуального предпринимателя Б<_> (далее - ИП Б<_>, Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (к гемодиализным аппаратам "искусственная почка" "Dialog + (Диалог +)" для нужд нефрологического отделения ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001739).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает на несоответствие извещения о закупке (технического задания) требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 25.10.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (к гемодиализным аппаратам "искусственная почка" "Dialog + (Диалог +)" для нужд нефрологического отделения ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001739).
Начальная (максимальная) цена контракта 9 294 560,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 02.11.2023 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 02.11.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.11.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана единственная заявка с идентификационным номером 115227559, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Победителем закупки признан единственный участник с идентификационным номером 115227559 (ООО "Медицинская компания"), с ценовым предложением, соответствующим начальной (максимальной) цене контракта.
Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, позиции 3 и 5 приложения к извещению о закупке - "Техническое задание" составлены Заказчиком с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: под совокупность всех заданных характеристик не подходит ни одна модель диализатора из представленных на российском рынке. В сравнительной таблице Заявителем представлены наиболее подходящие под описание объекта закупки (позициям 3 и 5 технического задания) модели диализаторов. Заявитель полагает, что Заказчик составил описание таким образом, чтобы под него подошла модель Xevonta HI23 (позиция 3 технического задания), Xevonta LO20 (позиция 5 технического задания) немецкого производителя B.Braun Avitum AG. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования части 2 статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев указанный довод, осуществив внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующему.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией, при формировании Технического задания Заказчиком использована позиция каталога КТРУ 32.50.50.190-00002842 "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования", для которой характеристики отсутствуют.
Таким образом, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Из пояснений представителей Заказчика на заседании Комиссии следует, что диализаторы являются важнейшим компонентом комплекта расходного материала, от характеристик которого, напрямую зависит качество проведенного лечения и время, затраченное на достижение положительной динамики течения заболевания.
В приложении к извещению "Техническое задание" Заказчиком установлено, что товар приобретается к гемодиализным аппаратам "искусственная почка" "Dialog + (Диалог +)" (серийные номера N 501928, 501929, 501968, 501975, 501976, 501877), производитель "B. Braun Avitum AG", Германия, регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/03111), имеющимся и используемым Заказчиком, и должен быть совместим с ними.
Эксплуатация аппаратов "Dialog +" должна осуществляться в соответствии с инструкцией по эксплуатации, условия эксплуатации должны соответствовать требованиям, установленным производителем. Расходные материалы должны использоваться исключительно рекомендованные производителем в инструкциях по эксплуатации и операторских инструкциях.
Однако, окончательное решение о выборе расходных материалов принимает отвечающий за лечебный процесс врач на основании показаний, клинической картины и подробных характеристик расходных материалов, специфики их применения в каждом конкретном случае.
С учетом вышеизложенного, разъяснений ФАС России от 18.04.2011 N АК/14239, при формировании технического задания, Заказчиком были учтены, в том числе, показатели и характеристики моделей диализатора PH230, PL200 производителя "Етропал", Болгария (РУ N ФСЗ 2010/07032), полностью соответствующие потребности Заказчика, для достижения максимального терапевтического эффекта при оказании медицинской помощи (сравнительная таблица приведена в письменном отзыве на жалобу, вх. N 4300-ЭП/23 от 08.11.2023).
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия приходит к выводу, что при формировании описания объекта рассматриваемой закупки Заказчиком соблюдены положения и требования Закона о контрактной системе.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия отмечает, что указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Извещение о закупке не предусматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Комиссия установила, что Заказчиком получено 3 коммерческих предложения о цене контракта, что свидетельствует о наличии потенциальных поставщиков, готовых осуществить поставку товара с необходимыми заказчику в клинической деятельности характеристиками.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием спорных положений извещения о закупке.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Б<_> на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (к гемодиализным аппаратам "искусственная почка" "Dialog + (Диалог +)" для нужд нефрологического отделения ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001739) не обоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 10 ноября 2023 г. N 049/06/33-239/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023