Инспекция Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
Ведущего заседание Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение ГАУ РД "ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ" (далее - Общество),
при участии представителей от:
Заказчика - Таибова Р.Т. (по доверенности), Исмаилова К.И. (по доверенности),
Общества - Козлова В.М. (по доверенности), УСТАНОВИЛА:
03.11.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении Общества для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта заключенного по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству СОШ на 180 ученических мест в сел. Шиназ Рутульского района Республики Дагестан" (извещение N 0103200008421003175) (далее - Конкурс).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения с необходимостью явки по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 88 "10" ноября 2023 года в 11 часов 30 минут.
При этом в связи с необходимостью получения от сторон дополнительных документов и сведений, а также изучения представленных материалов, заседание Инспекции было перенесено и назначено на 13.11.2023 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
Инспекция в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
27.11.2021 Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение по проведению на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 79 200 985 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 22.12.2021 NППИ1 на участие в конкурсе подана одна заявка, признанная комиссией Уполномоченного органа соответствующей требованиям извещения. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана только одна заявка, конкурс признан несостоявшимся.
10.01.2022 заключен государственный контракт N 5СМР/2021 (далее - Контракт) на выполнение работ по строительству СОШ на 180 ученических мест в сел. Шиназ Рутульского района Республики Дагестан с ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ", на сумму 74 448 925,90 рублей, Размер аванса - 50%, что составляет 37 224 462,95 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик передает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по строительству объекта: "Выполнение работ по строительству СОШ на 180 ученических мест в сел. Шиназ Рутульского района Республики Дагестан" (далее - Объект) в соответствии с документацией Заказчика, требованиями действующих норм и правил, СНиПов, ГОСТов, ВСН, техническими условиями (при их наличии по предмету контракта).
В силу положений пункта 9.1 Контракта, Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в действующей редакции) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и действует до полного исполнения обязательств по Контракту.
Пункт 3.1 Контракта: "Датой начала выполнения Работ: март 2023 года. (1 ЭТАП)".
Пункт 3.4 Контракта: "Окончание выполнения работ: ноябрь 2023 года.".
Из представленных материалов Обращения следует, что Подрядчиком на объекте работы не ведутся, не осуществлено устройство фундамента. С начала исполнения Контракта Подрядчиком не сданы промежуточные результаты работ. Ранее Заказчиком было сформировано с использованием Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) и направлено Подрядчику решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 16.10.2023 Заказчиком отменено указанное решение на основании обращения (ответа) Подрядчика, в котором сообщалось, что для устранения нарушений условий контракта им будут приняты меры по окончанию работ в установленные сроки, а именно: увеличить количество рабочих и техники, обеспечить производство работ в несколько смен.
По прошествие 4 дней на строительной площадке работы Подрядчиком не осуществляются, заявленные меры по устранению нарушений не приняты.
Согласно письма ФБУ "РосСтройКонтроль", осуществляющего строительный контроль на объекте (письмо от 18.10.2023 N РСК-КМ/19977), общее отставание от планового выполнения строительно-монтажных работ составляет 103 дня.
Учитывая приближающееся окончание срока исполнения Контракта и скорое наступление неблагоприятного периода для производства работ в горной местности, отсутствие какого-либо прогресса на строительной площадке Заказчик повторно приходит к выводу, что окончание работ к установленному сроку становится явно невозможным.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
По состоянию на 20.10.2023 работы на объекте не завершены, вследствие чего Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.01.2022 N 5СМР/2021 (далее - Решение).
В своих устных и письменных пояснениях представитель Общества сообщил, что при выполнении работ на объекте были выявлены обстоятельства, которые Подрядчик не мог предвидеть при заключении Контракта. Так, в апреле 2023 г. Подрядчиком в ходе выполнении земляных работ по договору на строительном объекте были обнаружены захоронения людей (могильники), что не позволяло продолжить выполнение работ.
При этом представителем Заказчика было представлено письмо от Администрации МР "Рутульский район" (от 13.11.2023 г. N 01-24/1417) в котором сообщается, что при производстве земляных работ по строительству здания Шиназской СОШ на глубине 3-3,5 метров были обнаружены останки захоронений (старые). В период с 1 мая по 16 июля 2023 года подрядчиком было осуществлено перезахоронение этих останков в специально отведенном для этого месте.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2023 г. решение размещено в ЕИС.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом 31.10.2023 г. решение Заказчика о расторжении контракта вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ст. 95 Закона о контрактной системе и десятидневного срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из представленных сторонами документов и сведений следует, что Общество не предприняло никаких действий по исполнению Контракта, а также действий по устранению обстоятельств, явившихся основанием для принятия одностороннего отказа заказчика.
Инспекция Управления отмечает, что Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, не позволившие исполнить контракт.
Кроме того, Обществу был выплачен аванс 50%, что составляет 37 224 462,95 рублей.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Из материалов дела усматривается, что Общество не предприняло меры и действия, направленные на добросовестное и своевременное выполнение работ, являющихся предметом контракта. На заседание Инспекции, никаких доказательств невозможности исполнения контракта по независящим от стороны обстоятельствам, Обществом представлены не были.
Инспекцией не установлено и Обществом не доказано невозможность осуществления исполнения контракта.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Инспекция приходит к выводу, что лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в конкурсе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и неисполнения условий контракта.
Уклонение от исполнения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта в срок, чем создает условия, влекущие невозможность исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав представителей сторон, Инспекция Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ" (ИНН: 0561051804) в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица;
4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);
5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;
6) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-23-159748894 ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ" имеет учредителя: ГАММАЦАЕВА А.Х. (ИНН: 056101924611, размер доли - 100%).
В связи с вышеизложенным Инспекция Дагестанского УФАС России, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГАУ РД "ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" в отношении ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ" (367014, РД, г. Махачкала, Советский р-н, Али-Гаджи Акушинского пр-т, д. 263; ИНН: 0561051804, КПП: 057201001; сведения об участниках/учредителях юридического лица: ГАММАЦАЕВ АБДУРАГИМ ХАЛИДОВИЧ ИНН: 056101924611), включить в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СЕВКАВСТРОЙМОНТАЖ", участника/учредителя юридического лица, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе - www.zakupki.gov.ru. .
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Инспекции К.А. Бабаев
Члены Инспекции: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 ноября 2023 г. N РНП 005/06/104-2611/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14 июня 2024 г. по делу N А15-10284/2023, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2024 г. N 16АП-2794/24 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2024 г. N Ф08-10331/2024 настоящее решение признано незаконным