Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края Хамрилова Тараса Алексеевича путем видеоконференции,
от ООО "Глобал-Фарм" Харченко Екатерины Юрьевны, Мелентьевой Оксаны Васильевны путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края о включении сведений об ООО "Глобал-Фарм", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323013423 "Поставка расходных материалов" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края о включении сведений об ООО "Глобал-Фарм" (далее - Поставщик, Общество), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323013423 "Поставка расходных материалов".
Согласно пояснениям представителя Заказчика Поставщик в установленный срок не поставил медицинские изделия в соответствии с условиями контракта. В связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступило в силу, Заказчиком были направлены сведения об ООО "Глобал-Фарм" в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Общества возражали, пояснили, что Общество частично поставило товар, имеющийся у него в наличии, однако, оставшуюся часть не смогло поставить ввиду отсутствия медицинских изделий торговой марки Medtronic на рынке в России из-за геополитических и экономических обстоятельств, сложившихся в первом квартале 2022 г.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
11.09.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323013423 между Министерством здравоохранения Алтайского края и ООО "Глобал-Фарм" был заключен контракт на поставку расходных материалов ( далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных материалов (код КТРУ - 32.50.13.190-00008391) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке Оборудования, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование.
Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно Спецификации (приложение N 1 к контракту) Поставщик обязуется поставить набор для введения инсулина амбулаторный (Устройства для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm, вариант исполнения: Устройство для инфузии MiniMed Mio, вариант исполнения: ММТ-975), производитель: "Уномедикал а/с", Дания, страна происхождения: Мексика, РУ N ФСЗ 2011/10169 от 05.12.2016 в количестве 360 наборов.
В соответствии с п. 5.1 контракта поставка Оборудования осуществляется в течение 15 дней со дня заключения Контракта.
Согласно пояснениям сторон, а также сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, Поставщиком по документу о приемке от 29.09.2023 г. поставлено 20 наборов, которые не были приняты Заказчиком в виду несоответствии условиям контракта.
Письмом от 12.10.2023 г. Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставки медицинского изделия в виду того, что товар торговой марки Medtronic отсутствует на рынке в России из-за геополитических и экономических обстоятельств, сложившихся в первом квартале 2022 г., поставщик направил запросы о наличии товара в шесть существующих на территории РФ представительств компании Medtronic, нигде товара нет в наличии. Поставщик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Представителями Поставщика в материалы дела предоставлено информационное письмо ООО "Медтроник" N В8-155 от 29.03.2022 г. о том, что Medtronic делает все возможное, чтобы свести к минимуму сбои в поставках медицинского оборудованиям в РФ.
17.10.2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) в связи с нарушением срока поставки товара.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3-11.4 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству Оборудования, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по предоставлению документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене Оборудования, доукомплектовании Оборудования, поставки недопоставленного количества Оборудования;
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки Оборудования;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение размещено в ЕИС 17.10.2023 г., получено Поставщиком в тот же день. Таким образом, решение вступило в силу 28.10.2023 г.
Комиссия установила, что в материалах дела отсутствуют доказательства поставки товара в полном объеме согласно условиям контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства, предусмотренные контрактом.
Поскольку Поставщиком не был поставлен товар в полном объеме, Поставщик считается не исполнившим обязательства, предусмотренные контрактом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что отсутствие на рынке необходимого товара, не является обстоятельством непреодолимой силы и является риском предпринимательской деятельности. На момент принятия решения Комиссия не располагает доказательствами наличия причинно-следственной связи между сложившейся геополитической и экономической обстановкой и отсутствием требуемого товара на рынке в РФ, Поставщиком не представлено доказательств невозможности исполнить контракт ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Глобал-Фарм" (ИНН 2221215199; КПП: 222101001; 656011, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д.147а, кв.25), его учредителе, директоре - Харченко Екатерине Юрьевне (ИНН 222408302419) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0817200000323013423 "Поставка расходных материалов" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 ноября 2023 г. N 022/10/104-1340/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023