Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Жуланова Евгения Александровича, Сорокина Алексея Сергеевича, с использованием ВКС;
от заказчика - КГБУЗ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N4 ИМЕНИ Н. П. ГУЛЛА, Г. БАРНАУЛ", Соколовой Галины Валерьевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Жуланова Евгения Александровича на действия заказчика по закупке N0817200000323016843 "Поставка медицинских изделий", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Жуланов Евгений Александрович (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия заказчика по закупке N0817200000323016843 "Поставка медицинских изделий".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что указанные в техническом задании Шприцы общего назначения, укомплектованные иглой с плоской заточкой, производятся в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Паскаль Медикал" по регистрационному удостоверению от 01.02.2021 года N РЗН 2018/7245.
Как следствие, шприцы общего назначения с данными параметрами в качестве эквивалентной продукции отсутствуют на рынке, в силу чего ограничено количество участников закупки.
На основании изложенного просит признать в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Представитель заказчика считает доводы заявителя необоснованными, поскольку при формировании закупки Заказчиком было получено три коммерческих предложения, что отражает возможность участия в аукционе различных поставщиков, а также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Представитель уполномоченного учреждения поясняет, что исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, при описании объекта закупки заказчик прежде всего руководствовался интересами и действительными потребностями организации.
Предусмотренные в документации технические и функциональные характеристики были важны конечным пользователям для достижения максимальной эффективности в области организация медицинской помощи. Таким образом, подтверждается наличие у заказчика действительной потребности в данных товарах.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
27.10.2023 г уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 27.10.2023 г. N0817200000323016843 "Поставка медицинских изделий".
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как указывает Заказчик, при описании позиции N 4 технического задания объекта закупки и установлении параметров, он руководствовался ГОСТ ISO 7864-2011, ГОСТ Р ИСО 9626-2013, ГОСТ Р ИСО 6009-2020, ГОСТ 25725-89.
Изготовление инъекционных стерильных игл однократного применения установлено положениями ГОСТ 7864-2011, согласно которому разделом 12 "Острие иглы" предусмотрено: "Угол заточки иглы обычно имеет срез под углом (11+-2) °, но допускается использовать "короткий" срез под углом (17+-2) °".
Однако, как таковая "игла с плоской заточкой" действующим ГОСТом не предусмотрена.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, если у него имеются обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе дополнительно устанавливать соответствующие требования к товарам в документации об электронном аукционе, но таким образом, чтобы установленные требования не ограничивали количество участников закупки.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Между тем, в КТРУ, которое использует Заказчик, отсутствует такая характеристика как "угол заточки иглы", что свидетельствует о её незначительности и избыточности при установлении. Указанная характеристика не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара.
В Описании объекта содержится обоснование применения данной характеристики, а именно: игла с плоской заточкой необходима для набора лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой, предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой.
Однако, приведенное обоснование применения дополнительных характеристик в данном случае носит формальный и не объективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств предлагаемого к поставке товара, поскольку набор лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой может осуществляться и с применением стандартной острой иглы с ее последующей заменой на острую инъекционную иглу.
Заявитель полагает, что совокупность установленных дополнительных требований к поставляемому товару, указанному в позиции N 4 Технического задания, соответствует показателю товара единственного производителя - ООО "Паскаль Медикал", что не позволяет поставить аналогичные товары других производителей и ограничивает конкуренцию.
Заказчик утверждает, что в соответствии с регистрационным удостоверением N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 г., выданным АО "Медполимер ЛТД", они, как ООО "Паскаль Медикал", производят шприцы с иглой, имеющих плоскую заточку.
Опровергая данный довод, Заявителем представлен официальный ответ ОА "Медполимер ЛТД" о том, что шприцы инъекционные однократного применения по ТУ 32.50.13-001-25597097-2005, РУ ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 г. изготавливаются исключительно с иглами с трехгранной заточкой.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии на рынке товаров иных производителей, соответствующих совокупности установленных Заказчиком требований по позиции 4 технического задания документации об электронном аукционе.
Таким образом, учитывая положения документации и пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения Заказчиком положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ при формировании технической части аукционной документации и признает жалобу обоснованной.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Жуланова Евгения Александровича обоснованной;
2. Признать действия Заказчика, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений в сфере контрактной системы
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2023 г. N 022/06/49-1373/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023