Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Администрация Бурлинского района - Ломаной Татьяны Анатольевны,
от ООО "Кузбассуглеснаб" - Склярова Николая Ивановича, Курдюмова Сергея Сергеевича, Бердникова Максима Александровича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации Бурлинского района о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Кузбассуглеснаб", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта от 10.07.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323009877 "Поставка угля каменного на отопительный период 2023-2024 годов", а также по обращению ООО "Кузбассуглеснаб" об оспаривании действий заказчика - Администрации Бурлинского района по отказу от приемки товара, поставленного по муниципальному контракту от 10.07.2023 г., согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Администрации Бурлинского района о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Кузбассуглеснаб", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта от 10.07.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323009877 "Поставка угля каменного на отопительный период 2023-2024 годов".
Кроме того, в УФАС по Алтайскому краю от общества с ограниченной ответственностью "Кузбассуглеснаб" поступило обращение об оспаривании действий заказчика - Администрации Бурлинского района по отказу от приемки товара, поставленного по муниципальному контракту от 10.07.2023 г.
Представитель заказчика настаивает на включении сведений об ООО "Кузбассуглеснаб" в реестр недобросовестных поставщиков. Указал, что по результатам экспертизы первой партии поставленного ООО "Кузбассуглеснаб" угля было выявлено его несоответствие требованиям контракта, в связи с чем заказчик отказался от принятия второй партии угля. Поставщик от замены первой партии угля отказался.
Представитель поставщика против удовлетворения заявления возражает, представил письменные пояснения, а также поддержал доводы обращения об оспаривании действий заказчика при приемке товара. Указал, что первая поставка угля была осуществлена своевременно, однако заказчиком для разгрузки была представлена негодная для хранения угля площадка - на открытом воздухе, без защиты от погодных факторов, предполагающая нахождение угля на земле. При поставке были отобраны три пробы: заказчику, поставщику и для проведения независимой экспертизы. Образец, находящийся у поставщика, был также передан для экспертизы, в результате которой были выявлены незначительные отклонения от требований муниципального контракта, которые, по мнению представителя поставщика, обусловлены ненадлежащим состоянием площадки хранения угля. Поставщик полагает, что заказчик, сдав на экспертизу не только свой образец товара, но и контрольный образец, предназначенный для независимой экспертизы, скрывает результаты по контрольному образцу.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
20 июня 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323009877 "Поставка угля каменного на отопительный период 2023-2024 годов". 22 июня 2023 года в извещение о проведении закупки были внесены изменения.
К поставке требуется 3 145 тонн угля со следующими характеристиками:
Марка- длиннопламенный (Д)
Зольность - не более 17 %
Общая влага - не более 17%
Класс (по размеру кусков) - Рядовой (Р)
Выход летучих веществ - не более 45 %
Низшая теплота сгорания - не менее 5100 ккал/кг
Содержание мелких классов (0-10 мм) - не более 40 %.
На участие в закупке было подано 3 заявки. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 29.06.2023 г. все заявки были признаны соответствующими. По результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 114475391. Снижение начальной (максимальной) цены контракта 14,84 %.
10 июля 2023 года по итогам закупки N 0817200000323009877 между Администрацией Бурлинского района и ООО "Кузбассуглеснаб" был заключен муниципальный контракт, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно и (или) с привлечением соисполнителей заказчику уголь каменный по наименованию(ям), качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно спецификации (приложение N 1), техническому заданию (приложение N 2) в установленный контрактом срок.
График поставки предполагает поставку угля партиями ежемесячно с сентября 2023 года по март 2024 года, место поставки: ст. Бурла, путь N 15, (улица Некрасова, 1а, село Бурла, Бурлинский район, Алтайский край).
Письмом от 20.09.2023 г. заказчик указал на готовность принять товар.
В письме от 26.09.2023 г. заказчик указал, что поскольку уголь поставляется автотранспортом, то буртовка угля не производится и уголь растянут по территории хранения и занимает большую площадь, не соответствующую поставляемому объему.
Перевозчик - ООО "Бурлинское районное топливоснабжающее предприятие" письмом от 27.09.2023 г. сообщил поставщику, что указанное заказчиком для разгрузки место не отвечает требованиям складирования и хранения угля - уголь разгружается в грязь и воду, глубина луж - 15-20 см.
02 октября 2023 года поставщик уведомил заказчика о проведении 05.10.2023 г. отбора проб угля на проверку качества.
Письмом от 02.10.2023 г. поставщик уведомил заказчика, что 05.10.2023 г. для наблюдения за процедурой направит своего представителя.
10.10.2023 г. заказчик направил поставщику мотивированный отказ от приемки поставленного товара, указав, что согласно заключению эксперта N 86-2023 от 09.10.2023 г. установлено, что поставленный товар по показателю "Низшая плотность сгорания" (4863 ккал/кг) не соответствует требованиям контракта. Кроме того, рассмотрев документ о приемке N 508 от 29.09.2023 г., выставленный поставщиком в единой информационной системе, заказчик установил, что сертификат соответствия продукции не соответствует требованиям контракта - ГОСТ 59245-2020 "Угли бурые, каменные и антрацит"; удостоверение о качестве угля N 831 от 09.07.2023 г. и N 909 от 18.07.2023 г. не соответствует результатам испытаний, указанных в протоколе испытаний N 197 от 12.02.2021 г.; к документу о приемке N 508 от 29.09.2023 г. не приложены товарная накладная, УПД, а также транспортные накладные, свидетельствующие о поставке товара по адресу, указанному в контракте.
Письмом от 11.10.2023 г. поставщик указал, что что обязуется устранить выявленные недостатки и направить документы о приемке в соответствии с контрактом. При этом поставщик не согласен с заключением эксперта N 86-2023 от 09.10.2023 г. и направляет находящуюся у нее пробу поставленного угля в экспертную организацию.
Письмом от 16.10.2023 г. заказчик установил поставщику срок для устранения недостатков - 19.10.2023 г.
Письмом от 16.10.2023 г. поставщик указал, что по результатам проведенной им экспертизы в АО "Бюро Веритас Русь" по характеристике "Низшая плотность сгорания" выявлен показатель 5040 ккал/кг, что соответствует условиям контракта с учетом погрешности в +/- 200 ккал/кг, предусмотренной ГОСТ 59248-2020. Кроме того, указал, что предоставленная для разгрузки площадка не была защищена от атмосферных осадков, что повысило влажность угля и понизило калорийность.
18.10.2023 г. заказчик сообщил, что в связи с расхождением результатов проведенных сторонами экспертиз направляет свою часть проб на дополнительный анализ в независимую экспертную организацию для разрешения спорного вопроса.
Письмом от 24.10.2023 г. заказчик потребовал от поставщика замены партии угля, поставленного в сентябре 2023 года.
Письмом от 24.10.2023 г. поставщик уведомил заказчика о предстоящей поставки угля 25 октября 2023 года. В ответ на данное письмо заказчик просил поставщика отложить поездку до установления сухой погоды.
Письмом от 25.10.2023 г. поставщик указал, что готов заменить ранее поставленный уголь.
Письмом от 25.10.2023 г. заказчик определил срок замены угля - до 31.10.2023 г.
В письме от 25.10.2023 г. (исх. N 566) поставщик указал, что начинает вывоз ранее поставленного угля 26.10.2023 г. и готов осуществить замену 28 и 29 октября 2023 года.
Письмом от 25.10.2023 г. (исх. N 567) поставщик указал, что замена угля начнется в случае, если несоответствие ранее поставленного угля будет установлено дополнительной экспертизой, инициированной заказчиком.
В письме от 26.10.2023 г. заказчик отказался от принятия следующей партии угля ввиду отказа от замены ранее поставленной партии угля, качество которого не устроило заказчика.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку поставщик отказался от замены товара, качество которого не соответствовало условиям контракта по результатам экспертизы, приведённой заказчиком, 27 октября 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 10.07.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 08 ноября 2023 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В материалы дела представлено два экспертных заключения:
- заключение эксперта N 86-2023 (ООО "Кемеровский центр экспертизы угля"), где указаны следующие результаты проведенных исследований образца, представленного заказчиком: Зольность - 15,6 %, Общая влага - 17,8 %, Выход летучих веществ - 39,4 %, Низшая теплота сгорания - 4863 ккал/кг, Высшая теплота сгорания - 7455 ккал/кг;
- инспекционный сертификат N RUCACJ23007552-1 (АО "Бюро Веритас Русь"), где указаны следующие результаты проведенных исследований образца, представленного поставщиком (базовое состояние - рабочее): Зольность - 12,3 %, Общая влага - 16,7 %, Выход летучих веществ - 29,1 %, Высшая теплота сгорания - 5314 ккал/кг, Низшая теплота сгорания - 5040 ккал/кг.
Представитель заказчика на вопрос Комиссии пояснил, что результаты дополнительно проведенной экспертизы в администрацию Бурлинского района еще не поступили.
Представитель поставщика настаивает, что результаты экспертиза заказчику известны, однако он их скрывает. Поставщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об оспаривании рассматриваемого одностороннего отказа заказчика.
Заслушав представителей, изучав представленные в материалы дела документы, Комиссия полагает, что в настоящее время невозможно сделать однозначный вывод о наличии недобросовестности в действиях поставщика, поскольку представленные сторонами результаты экспертизы поставленного угля содержат разные показатели одних и тех же характеристик товара, в связи с чем невозможно определить, соответствует ли поставленный поставщиком уголь требованиям контракта или нет. Поскольку невозможно однозначно ответить на вопрос о качестве товара, ненадлежащее исполнение контракта поставщиком не доказано.
Поставка товара по контракту начата поставщиком своевременно. Первая партия угля поставлена в соответствии с Графиком поставки - в сентябре 2023 года. Уголь хранился на территории, не защищенной от осадков и других воздействий окружающей среды. Забор проб был осуществлен не непосредственно из автотранспортного средства при поставке, а с места хранения после поступления всей партии.
Кроме того, в части рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Кузбассуглеснаб" об оспаривании действий Администрации Бурлинского района по отказу от приемки товара, поставленного по муниципальному контракту от 10.07.2023 г., Комиссия указывает следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, контроль в сфере закупок в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе относится к компетенции органа внутреннего муниципального финансового контроля - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Бурлинского района Алтайского края.
На основании пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение ООО "Кузбассуглеснаб" в порядке подведомственности подлежит направлению для рассмотрения по существу в Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Бурлинского района Алтайского края.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Кузбассуглеснаб".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 ноября 2023 г. N 022/10/104-1387/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023