Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Отделочная фирма "БАРО" (далее - ООО "СОФ "БАРО", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Павлоградская центральная районная больница" (далее - заказчик, БУЗОО "Павлоградская ЦРБ") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку материалов, применяемых в медицинских целях (шприцы) (Реестровый номер 2023.067173) (извещение N 0352300211323000037) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заказчика - <_>,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России посредством единой информационной системы поступила (вх. N 10036-ЭП/23 от 31.10.2023) жалоба заявителя положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
07.11.2023 в адрес Омского УФАС России поступило ходатайство ООО "СОФ "БАРО" (вх. N 10274-ЭП/23) о проведении судебной экспертизы и приостановлении рассмотрения жалобы общества на действия заказчика до получения результатов судебной экспертизы.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 23.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 350000 руб.
31.10.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 115164554, при этом снижение цены контракта составило 0,50 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 02.11.2023 заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115164554 (ИП Лебедев Д.К.).
07.11.2023 проект контракта направлен победителю аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
В жалобе заявителя, в частности дословно указано: "Как следует из описания объекта закупки по позициям N9 к поставке требуются такие шприцы, совокупность требований технических характеристик которых указывают на шприцы, производящиеся ООО "ПРЕМЬЕР МЕД" по РУ NРЗН 2019/9116 от 23.10.2019 (Россия, 399770, Липецкая область, г. Елец, Орловское ш., д. 21. 2, Россия, 399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, д. 27) и ООО "МПК ЕЛЕЦ" по РУ NФСР 2008/03888 от 17.07.2019 (Россия, 399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, д.27), у которых одна общая производственная площадка.
По позиции N9, заказчику требуется шприц с номинальной вместимостью 19 мл.
Техника исполнения шприцев 19 мл (цилиндр, поршень, уплотнитель) идентична исполнению шприцев 20 мл, имеют один и тот же цилиндр одной и той же вместимостью. Отличие 20 мл. шприца от шприца 19 мл, изготавливаемого ООО "ПРЕМЬЕР МЕД" и ООО "МПК ЕЛЕЦ" заключается лишь в градуировке.
Критичность наличия градуировки именно 19 мл, нанесенном на цилиндре, не имеет какой-либо объективной потребности и логичной обоснованности, а направлено лишь на ограничение конкуренции, прописываются для определенного поставщика. Возможный довод заказчика о том, шприцы с номинальной вместимостью 19 мл и шприцы номинальной вместимостью 20 мл являются разными медицинскими изделиями и не могут считаться эквивалентными или взаимозаменяемыми_
Для шприцев объемом 10 V 10 цена деления шкалы составляет 1 мл, а для шприцев 20
V <30 мл этот показатель составляет 2 мл. Однако в ГОСТ ISO 7886-1- 2011 содержится примечание: "Допускается дополнительная градуировка внутри шкалы или на ее продолжении". Таким образом от производителя зависит, какие именно дополнительные деления шкалы указывать в шприцах, главное придерживаться минимальным требованиям ГОСТ.
Требуемые заказчиком шприцы с номинальной вместимостью 19 мл, входит в диапазон градуировки> 10 и <20 но как видно из ниже приведенных фотографии, цилиндр шприца 19 мл полностью соответствует размеру цилиндра 20 мл, единственное отличие в данном случае, это шкала, номиналом 19 мл. Более того, у 20 мл основная шкала составляет 2 мл, присутствует дополнительная шкала - 1 мл".
Заказчиком представлены (вх. N 10230-ЭП/23 от 07.11.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта является надлежащим и отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции.
В возражениях заказчиком указано, что шприцы номинальной вместимостью 19 мл наряду со шприцами номинальной вместимостью 20 мл закупаются исходя из необходимости обеспечения точности дозирования лекарственных средств и соблюдения назначенной дозировки при их введении в организм пациента, что влияет на результативность лечебного процесса.
Из возражений заказчика следует, что шприцы 19 мл и 20 мл обеспечивают разную точность дозирования, при этом у шприца номинальной вместимостью 20 мл шкала в обязательном порядке размечается на каждые 2 мл, а у шприца 19 мл на каждый 1 мл.
Оценив доводы жалобы и возражения заказчика, Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" (пункт 5 Правил использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки являются шприцы с кодом ОКПД2 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты", при этом каталоге товаров, работ, услуг с указанным кодом ОКПД2 имеются соответствующие позиции 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения".
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки,
По оспариваемой заявителем характеристике по позиции N 9 "Шприц общего назначения" заказчиком установлен показатель "номинальная вместимость" и значение данного показателя "19 мл".
В обоснование необходимости использования данной характеристики заказчиком указано: "Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ ISO 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи. При этом имеющийся в КТРУ диапазон > 10 и < 20 мл является слишком широким и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика".
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Омским УФАС России в целях объективного рассмотрения жалобы по существу и формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в адрес субъекта контроля был направлен (исх. N ТШ/6808/23 от 01.11.2023) запрос о представлении доказательств того, что как минимум два медицинских изделия разных производителей соответствуют требованиям к товару, установленному в описании объекта закупки.
БУЗОО "Павлоградская ЦРБ" в возражениях на доводы жалобы указано о том, что требованиям описания объекта закупки по позиции N 9 соответствуют шприцы номинального объема 19 мл следующих производителей:
1) шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами инъекционными однократного применения по ТУ 9398-001-74017482-2010 производства ООО "Медико-производственная компания "Елец", Россия (регистрационное удостоверение от 17.07.2019 N ФСР 2008/03888);
2) шприцы инъекционные однократного применения стерильные по ТУ 32.50.13-001-25587590-2018 производства ООО "Премьер-Мед", Россия (регистрационное удостоверение от 07.11.2022 N РЗН 2019/9116).
Также заказчиком указано, что требованиям описания объекта закупки по позиции N 9 соответствуют шприцы номинального объема 19 мл производства "Бектон Дикинсон С.А." (заказчиком указан номер регистрационного удостоверения ФСР 2011/11301 от 20.12.2011).
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В связи с тем, что жалоба ООО "СОФ БАРО"" не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
Более того, заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Заявителем также не представлены документы и сведения, указывающие на то, что невозможно поставить товар по техническим характеристикам, указанным заказчиком в извещении.
Доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении продукции с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в извещении о проведении электронного аукциона, заявителем не представлены.
Комиссия учитывает, что предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем, отсутствие у заявителя товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения заявителем в целях участия в аукционе.
Более того, к жалобе не приложены документы, подтверждающие утверждение общества о том, что ООО "СОФ "БАРО" обращалось официально к ООО "МПК" и ООО "Премьер Мед" о предоставлении гарантийного письма о возможности поставки шприцев номинальной вместимостью 19 мл, ссылку на которые делает в жалобе заявитель.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
Вместе с тем Комиссия установила следующее.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя.
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Как было отмечено ранее, БУЗОО "Павлоградская ЦРБ" в возражениях на доводы жалобы указано на то, что требованиям описания объекта закупки по позиции N 9 соответствуют шприцы, имеющие номинальный объем 19 мл следующих производителей:
1) шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами инъекционными однократного применения по ТУ 9398-001-74017482-2010 производства ООО "Медико-производственная компания "Елец", Россия (регистрационное удостоверение от 17.07.2019 N ФСР 2008/03888);
2) шприцы инъекционные однократного применения стерильные по ТУ 32.50.13-001-25587590-2018 производства ООО "Премьер-Мед", Россия (регистрационное удостоверение от 07.11.2022 N РЗН 2019/9116).
Помимо изложенного заказчиком указано, что требованиям описания объекта закупки также соответствуют шприцы производства "Бектон Дикинсон С.А." (заказчиком указан номер регистрационного удостоверения ФСР 2011/11301 от 20.12.2011).
В соответствии с разделом ГОСТ ISO 7886-1-2011. Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования (далее - ГОСТ ISO 7886-1-2011) в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. номинальная вместимость (nominal capacity): Вместимость шприца, обозначенная изготовителем.
Примечание. Например, вместимость 1 мл, 5 мл, 50 мл.
3.2. градуированная вместимость (graduated capacity): Объем воды при температуре (20 +/- 5) °C [или, в тропических странах, (27 +/- 5) °C], вытесненный из шприца при пересечении линией отсчета на поршне определенного интервала или интервалов шкалы.
3.3. полная градуированная вместимость (total graduated capacity):
Вместимость шприца, соответствующая линии градуировки, наиболее удаленной от нулевой линии градуировки.
Примечание. Полная градуированная вместимость может быть равна номинальной вместимости или превышать ее.
3.4. максимальная вместимость (maximum usable capacity): Вместимость шприца, соответствующая наиболее удаленному положению поршня при оттягивании назад.
3.5. линия отсчета (fiducial line): Линия, определяющая конец поршня и предназначенная для определения вместимости, соответствующей какому-либо показанию шкалы шприца.
Проанализировав регистрационные удостоверения от 17.07.2019 N ФСР 2008/03888 и от 07.11.2022 N РЗН 2019/9116, ссылку на которые приводит заказчик в качестве доказательства наличия на рынке медицинских изделий с характеристиками, установленными в извещении о проведении аукциона, в том числе с показателем "номинальная вместимость", Комиссия установила, что данные регистрационные удостоверения содержат сведения о "вместимости", которая не является равнозначной понятию "номинальная вместимость", предусмотренному ГОСТ ISO 7886-1-2011. Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Таких сведений как "номинальная вместимость", вышеуказанные регистрационные удостоверения не содержат, как и не содержат такую информацию и инструкции по применению вышеуказанных медицинских изделий.
Относительно ссылки заказчика на регистрационное удостоверение ФСР 2011/11301 от 20.12.2011, по мнению заказчика подтверждающего наличие медицинского изделия с номинальной вместимостью 19 мл, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее -Росздравнадзор) данному номеру, но совершенно от иной даты (13.07.2023) соответствует медицинское изделие "Набор реагентов Диагностикумы эритроцитарные шигеллезные Флекснера 1-5 и 3онне антигенные, жидкие по ТУ 9388-003-68925985-10" производства ООО "Био-Диагностика", Россия.
При этом само регистрационное удостоверение ФСР 2011/11301 заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
Таким образом, заказчиком не доказано наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки, в том числе имеет номинальную вместимость 19 мл.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании части 6.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Материалами дела установлено, что извещением об осуществлении закупки было предусмотрено преимущество, регламентированное статьей 30 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем в нарушение части 6.2 статьи 96 в пункте 8.1 проекта контракта заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта, а именно: "Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 17 500,00 руб.".
4.2. В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе е позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта
В нарушение пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе на официальном сайте ЕИС заказчиком был размещен проект контракта с незаполненной спецификацией (Приложение к контракту).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Отделочная фирма "БАРО" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Павлоградская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку материалов, применяемых в медицинских целях (шприцы) (Реестровый номер 2023.067173) (извещение N 0352300211323000037).
2. Отказать в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Отделочная фирма "БАРО" от 07.11.2023 (вх. N 10274-ЭП/23 от 07.11.2023) о проведении судебной экспертизы и приостановлении рассмотрения жалобы общества на действия заказчика до получения результатов судебной экспертизы, поскольку нормами Федерального закона о контрактной системе не предусмотрено, как проведение судебной экспертизы в рамках рассмотрения жалоб участников закупки, так и приостановление рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Павлоградская центральная районная больница" нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 51, части 6.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Павлоградская центральная районная больница", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.П. Алексина
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 ноября 2023 г. N 055/06/106-1205/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023