Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", общество, заявитель) на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ТФОМС Омской области, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку оборудования электрического осветительного (светильник светодиодный внутреннего освещения) (извещение N 0252100004123000060) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей заказчика - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10138-ЭП/23 от 02.11.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 18.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 161200 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 26.10.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тринадцатью участниками закупки из четырнадцати поданных заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 1103661,53 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 115186553 (порядковый номер 1, присвоенный оператором). Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 71,92 %.
На основании размещенного 27.10.2023 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0252100004123000060 заявки пяти участников закупки были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 115183951, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона (ООО "СибИнвестРесурс").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, заявка победителя была неправомерно признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона в связи с неприменением ограничений допуска товаров, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Доводы жалобы сводятся к тому, что именно ООО "Магнит" надлежало признать победителем аукциона с учетом того, что заявки, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера 2 и 3 также подлежали отклонению комиссией по осуществлению закупок, поскольку они содержали предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 10391-ЭП/23 от 09.11.2023), из содержания которых следует, что нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при определении победителя аукциона отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, заказчиком осуществляется закупка товара, который включен в перечень.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(2) Постановления N 878 определено, что, за исключением случаев, установленных данным постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами иностранных товаров на основании Постановления N 878.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Пунктом 3(3) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Соответствующие требования к содержанию заявки были установлены заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки".
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 названной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 10332-ЭП/23 от 08.11.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/6844/23 от 02.11.2023) заявок участников закупки следует, что участники закупки ООО "СибИнвестРесурс" (идентификационный номер заявки 115187596, порядковый номер, присвоенный комиссией по осуществлению закупок N 1), ООО "Фотон+" (идентификационный номер заявки 115187570, порядковый номер, присвоенный комиссией по осуществлению закупок N 3) подтвердили соответствие радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктами 3(2) и 3(3) Постановления N 878 путем указания (декларирования) номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (заявка N 1 - номер реестровой записи 3802\6\2022, РЭ-9252/22; заявка N 3 - номер реестровой записи 36\1\2022, РЭ-7711/22).
Вывод заявителя о том, что заявка ООО "СибИнвестРесурс" должна быть отклонена комиссией по осуществлению закупок в соответствии с требованиями Постановления N 878 основан на отсутствии в спецификации проекта контракта указания на номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что требование об обязательном включении заказчиками в проект контракта номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров нормами Постановления N 878 не предусмотрено.
С учетом изложенного, заявки ООО "СибИнвестРесурс" (порядковый номер, присвоенный комиссией по осуществлению закупок N 1), ООО "Фотон+" (порядковый номер, присвоенный комиссией по осуществлению закупок N 3) правомерно признаны комиссией по осуществлению закупок заказчика соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Относительно заявки участника закупки с идентификационным номером 115187596 (ИП Пашов И.М.) Комиссия установила, что заявка данного участника закупки подлежала отклонению, поскольку в ней отсутствовало указание (декларирование) номера реестровой записи из российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
При указанных обстоятельствах принятое комиссией по осуществлению закупок решение в отношении заявки участника закупки с идентификационным номером 115187596 (ИП Пашов И.М.) нарушает положения пункта 4 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
При этом ООО "СибИнвестРесурс", заявка которого соответствовала требованиям извещения о проведении электронного аукциона и Постановления N 878, предложившего наименьшее ценовое предложение, правомерно определен комиссией по осуществлению закупок победителем электронного аукциона.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Учитывая наличие заявок (порядковые номера 1 и 3) с наименьшими ценовыми предложениями (ООО "СибИнвестРесурс", ООО "Фотон+"), соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки, права и законные интересы ООО "Магнит", заявке которого комиссией присвоен порядковый номер 4, заказчиком не были нарушены.
На основании указанного доводы жалобы признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку оборудования электрического осветительного (светильник светодиодный внутреннего освещения) (извещение N 0252100004123000060).
2. Признать в действиях Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Территориальномц фонду обязательного медицинского страхования Омской области и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.П. Алексина
А.В. Страхолетова |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 ноября 2023 г. N 055/06/106-1207/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023