Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Рязанская межрайонная больница" <_> (доверенность N1104 от 03.11.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N377 от 12.09.2023), в присутствии представителя ИП <_> <_> (доверенность б/н от 15.12.2022), в отсутствие представителей ЭТП "Фабрикант", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Рязанская межрайонная больница" при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для лаборатории (извещение N0859200001123012578 от 24.10.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Рязанская межрайонная больница" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку реактивов для лаборатории (далее - электронный аукцион).
24.10.2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 599 876 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку для реагентов установлены следующие дополнительные требования: фасовка в специализированные флаконы, предназначенные для постановки в ротор анализатора, наличие штрихкодов, распознаваемых сканером анализатора, состав реагента - а именно количество флаконов, объем флаконов, диапазон измерений, что соответствует единственному производителю Erba Lachema s.r.o., Czech Republic.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N510 от 07.11.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1106 от 07.11.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, так как формирование объекта закупки и все характеристики товаров определялись исходя из потребностей медицинского учреждения.
В ходе заседания представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствие с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о ФКС не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка реактивов для лаборатории.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены требования к реактивам, которые соответствуют единственному производителю, а именно компании Erba Lachema s.r.o., Czech Republic.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В то же время включение Заказчиком в извещение об осуществлении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Выводы Заказчика со ссылкой на письмо Росздравнадзора от 05.02.2016 N09-С-571-1414, а также письмо производителя от 03.11.2023 N127, согласно которым использование не валидированных (не рекомендованных) производителем реагентов и наборов реагентов может привести к поломке анализатора, получению недостоверного результата, сокращению службы оборудования и прекращению гарантийных обязательств, Комиссия Рязанского УФАС считает несостоятельными и не основанными на нормах права.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка реактивов для лаборатории, то есть отдельного медицинского изделия, не являющегося ни устройством, ни комплектующим, ни принадлежностью, ни расходным материалом (ГОСТ Р 58454-2019).
Кроме того, в соответствии с эксплуатационной документацией на биохимический анализатор ERBA XL200, для которого Заказчик производит закупку реагентов, а также регистрационным удостоверением NФСЗ 2011/09958 от 14.05.2019 медицинское изделие является так называемым "открытым анализатором", т.е. анализатором, эксплуатация которого возможна в рамках аналитической системы открытого типа, т.е. с реагентами различных производителей.
Заявитель также оспаривает неправомерность установления требований к фасовке, наличию штрих-кода, диапазону измерений, поскольку приведенные характеристики приводят к ограничению конкуренции.
Комиссия Рязанского УФАС отмечает, что фасовка не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем, установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования к фасовке товара являются неправомерными.
Согласно эксплуатационной документацией на биохимический анализатор XL200 все образцы и реагенты для измерений включают образцы, полученные от пациентов, и контролируются сканерами штриф-кода (по желанию), кроме того, возможно "использование емкостей без штрих-кода (ручное определение позиций)" (п. 7.2.2).
Таким образом, отсутствие штрих-кода никаким образом не может повлиять на качество проводимых исследований, что свидетельствует о том, что данное требование является избыточным.
Документальных доказательств, что установленные диапазоны измерений являются инвариантными, поскольку их изменение может привести к невозможности проведения исследования, Заказчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки в части установления характеристик к товару, соответствующих единственному производителю, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Рязанская межрайонная больница") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Рязанская межрайонная больница"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (ЭТП "Фабрикант") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/33-747/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 ноября 2023 г. N 062/06/33-747/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023