Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Заявитель) (вх. N 8588/23 от 03.11.2023) на действия федерального государственного бюджетного учреждения "Республиканская учебно-тренировочная база "ОКА" г. Алексин" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене спортивного паркета в спортивных залах на объекте ФГБУ "РУТБ "Ока" г. Алексин" (закупка N 0366400000223000003) (далее - Закупка, Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика надлежащим образом уведомленных о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела (Заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель считает, что извещение о Закупке не соответствует требованиям Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) по следующим основаниям.
В пункте 2 раздела III электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о Закупке (далее - Порядок рассмотрения и оценки заявок) предусмотрено, что критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) (Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта", детализирующий показатель "Общая сумма исполненных участником закупки контрактов (договоров)") оценивается следующим образом:
"К оценке принимается исключительно исполненный договор (контракт) на выполнение работ по текущему и/или капитальному ремонту спортивных площадок, спортивных залов, строительству и/или реконструкции и/или устройству спортивных площадок, спортивных залов и/или спортивных сооружений (за исключением линейных объектов). Комиссией будет оцениваться общая сумма исполненных участником закупки контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, исчисляемая в рублях в соответствии с Законом, Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и/или иных гражданско-правовых договоров (в рублях) за период 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ (услуг) сопоставимого характера;
- копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме".
По мнению Заявителя, в Порядке рассмотрения и оценки заявок неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке контрактов (договоров), что противоречит подпункту "в" пункта 33 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в котором устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, по мнению Заявителя, конкретизировав таким образом предметы договоров (объекты выполнения работ), Заказчик установил ненадлежащий порядок оценки заявок, что, в свою очередь, ухудшает конкуренцию.
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 16.10.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). 17.10.2023, 23.10.2023 в извещение о Закупке внесены изменения, которые размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 588 010,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный конкурс.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 9 статьи 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В силу части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Порядка оценки заявок для критерия оценки "Квалификация участников закупки" предусмотрен показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", а также показатели оценки, детализирующие показатель оценки - "Характеристика квалификации участников закупки - Общая сумма исполненных участником закупки контрактов (договоров)".
Раздел III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок содержит следующие положения:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1. |
Наименование критерия оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Наименование критерия показателя оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов). |
К оценке принимается исключительно исполненный договор (контракт) на выполнение работ по текущему и/или капитальному ремонту спортивных площадок, спортивных залов, строительству и/или реконструкции и/или устройству спортивных площадок, спортивных залов и/или спортивных сооружений (за исключением линейных объектов). Комиссией будет оцениваться общая сумма исполненных участником закупки контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, исчисляемая в рублях в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и/или иных гражданско-правовых договоров (в рублях) за период 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ (услуг) сопоставимого характера; - копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме. Оценке не подлежат нечитаемые или допускающие двусмысленные толкования копии документов. Оценке не подлежат контракты (договоры), выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными). При этом для целей оценки фактически выполненных работ (оказанных услуг) будет учитываться стоимость выполненных работ (оказанных услуг), указанная в актах выполненных работ или иных предусмотренных договором документах, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению договора в полном объеме. Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия контракта (договора), копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме. Контракты (договоры), заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде. Датой исполнения договора считается дата последнего акта приемки работ или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку работ (оказанных услуг) по исполнению договора в полном объеме. Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Оцениваются представленные участником закупки контракты (договоры), которые приложены в составе заявки. |
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по замене спортивного паркета в спортивных залах на объекте ФГБУ "РУТБ "Ока" г. Алексин".
Необходимо отметить, что Заказчик в извещении о Закупке согласно части 2 статьи 31 Закона устанавливает дополнительные требования к участникам Конкурса в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", который определяет отдельный вид работ, являющийся объектом закупки, в частности "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений".
Вместе с тем, раздел IV Положения устанавливает особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в частности в пункте 33 Положения, согласно которому при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Иными словами, Положением установлен конкретный перечень предметов договоров, сопоставимый с таким видом работ как текущий ремонт, оцениваемый по детализирующему показателю.
При этом Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок определено, что к оценке в отношении детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов)" принимаются исключительно исполненные договоры (контракты) на выполнение работ по текущему и/или капитальному ремонту спортивных площадок, спортивных залов, строительству и/или реконструкции и/или устройству спортивных площадок, спортивных залов и/или спортивных сооружений (за исключением линейных объектов).
Таким образом, установление в Порядке рассмотрения и оценки по детализирующему показателю критерия Квалификация участников закупки требования о предоставлении опыта выполнения работ исключительно на спортивных объектах и/или сооружениях (спортивных площадках, спортивных залах) неправомерно, поскольку Положением не предусмотрено сужение предметов договоров, предусмотренных подпунктом "в" пункта 33 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2604.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил ненадлежащий порядок оценки, который не соответствует подпункту "в" пункта 33 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2604, ввиду чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона.
Следовательно, выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (вх. N 8588/23 от 03.11.2023) на действия федерального государственного бюджетного учреждения "Республиканская учебно-тренировочная база "ОКА" г. Алексин" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене спортивного паркета в спортивных залах на объекте ФГБУ "РУТБ "Ока" г. Алексин" (закупка N 0366400000223000003) обоснованной.
2. Признать федеральное государственное бюджетное учреждение "Республиканская учебно-тренировочная база "ОКА" г. Алексин" нарушившим пункт 4 части 2 статьи 42 Закона.
3. Выдать федеральному государственному бюджетному учреждению "Республиканская учебно-тренировочная база "ОКА" г. Алексин", комиссии по осуществлению закупок федерального государственного бюджетного учреждения "Республиканская учебно-тренировочная база "ОКА" г. Алексин" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 ноября 2023 г. N 071/06/106-1123/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023