Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика - Администрации МО "Город Ижевск" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 07.04.2023 N 1872/01-1900), <_> (доверенность от 07.04.2023 N 1873/01-1900),
законного представителя ООО "Анцит" (далее - Общество), <_>,
в отсутствие:
Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ ЦР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации МО "Город Ижевск" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Анцит" (ИНН 1831083174) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-34359 - 2023 "Услуги по ремонту оргтехники" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123017128, далее - Аукцион), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
20.10.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 188 597,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.10.2023 NИЭА1 было подано две заявки на участие. Победителем признано ООО "Анцит".
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям представителя Общества, ООО "Анцит" не осуществило внесение обеспечения исполнения Контракта до подписания Контракта, так как посчитало, что обеспечение Контракта не требуется. Система контроля подписания Контракта на электронной площадке показала, что форма заполнения карточки подписания правильная, и позволила подписать Контракта. Общество готово выполнить Контракт в полном объеме.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Общество не представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, единовременно с подписанием Контракта, чем нарушило Закон о контрактной системе.
- 03.11.2023 в единой информационной системе Директор ООО "Анцит" подписывает усиленной электронной подписью проект Контрака, но не размещает на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
- 08.11.2023 Заказчик формирует протокол N ППУ20_1 о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта.
- 08.11.2023 ООО "Анцит" направляет денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта платежным поручением N 69048 на лицевой счет Заказчика;
- 09.11.2023 денежные средства переведены банком на лицевой счет Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Заказчик формирует протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Фактически законом предусмотрено право участника закупки на подписание Контракта и внесение обеспечения в течение 5 рабочих дней. ООО "Анцит" в указанный срок не только подписало Контракт, но и внесло обеспечение исполнение Контракта. Указанное обеспечение поступило на счет Заказчика, что Заказчиком не отрицается. Вместе с тем участником закупки эти действия были сделаны на электронной площадке не единовременно. Таким образом, у Заказчика не было оснований признавать участника закупки уклонившимся от заключения Контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Однако основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют, поскольку обеспечение участником закупки было внесено не единовременно. После того, как участника признали уклонившимся, у него уже не было технической возможности прикрепить документ на электронной площадке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- доказательств наличия умысла на уклонение от заключения Контракта не имеется;
- в установленный срок Общество совершило действия, направленные на заключение контракта (подписало проект контракта, внесло обеспечение исполнения контракта)
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недостаточности оснований для включения сведений в отношении ООО "Анцит" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении "Анцит" (ИНН 1831083174) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-34359 - 2023 "Услуги по ремонту оргтехники" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123017128) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. В действиях Заказчика признать нарушения части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3 Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, Уполномоченному учреждению не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14 ноября 2023 г. N 018/06/104-896/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023