Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (вх. N 23735-ЭП/23 от 31.10.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Храмцовой И. Н., исполнителе по контракту N Ф.2023.42 от 28.08.2023 г. на выполнение работ по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (извещение N 0162300005323001543) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11 часов 30 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга - *
- в отсутствие представителей заинтересованного лица ИП Храмцовой И. Н., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (вх. N 23735-ЭП/23 от 31.10.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Храмцовой И. Н., исполнителе по контракту N Ф.2023.42 от 28.08.2023 г. на выполнение работ по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (извещение N 0162300005323001543).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представителя заказчика, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.08.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (http://roseltorg.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (извещение N 0162300005323001543).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 043 415,37 рублей.
Контракт N Ф.2023.42 от 28.08.2023 г. на выполнение работ по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (далее - Контракт) был подписан сторонами , сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 28.08.2023 г.
В соответствии с п. 1.1 Контракта предметом Контракта являются работы по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. (далее - подрядные работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию), локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Техническому заданию).
В соответствии с п. 1.2 Контракта Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии с ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию), локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Техническому заданию).
Пунктом 4.1 раздела 4 Контракта установлены обязанности Поставщика в рамках исполнения обязательств по контракту, а именно:
"4.1.1. Немедленно с момента заключения Контракта приступить к работам на объекте (объектах) надлежащим образом и в установленный в Контракте срок выполнить подрядные работы в полном соответствии с Техническим заданием, условиями настоящего Контракта. Передать Заказчику результаты работ, свободные от прав третьих лиц. Работы, выполненные Подрядчиком ненадлежащим образом, с нарушением требований действующего законодательства, СНиП, СанПиН, технологии проведения работ, а также выполненные либо предъявленные к приемке и оплате после окончания срока действия настоящего Контракта, в том числе при его расторжении, Заказчиком не оплачиваются"
Согласно пп. 1 п. 4.5 Контракта Подрядчик несет ответственность по Контракту за:
1) нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения подрядных работ;
Согласно пп. 4.4.8. п. 4.4 Контракта если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом и в срок, установленный Контрактом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта, либо поручить оказание услуг другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Срок начала выполнения подрядных работ по Контракту - с момента заключения муниципального Контракта. (п.6.1 Контракта).
Срок окончания подрядных работ по Контракту - по "15" октября 2023 г.( п.6.2 Контракта).
Настоящий Муниципальный Контракт считается заключенным с момента его подписания и действует по 31.12.2023, а в части оплаты выполненных надлежащим образом и принятых работ, уплаты неустойки за нарушение условий Контракта, гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.( п.10.1 Контракта).
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика в установленный Контрактом срок Подрядчик не приступил к выполнению работ.
19.09.2023 в адрес Подрядчика направлено требование об устранении нарушения условий Контракта и до 20.09.2023 обозначить реальный срок начала работ с предоставлением плана производства работ.
В установленный срок Подрядчик не приступил к выполнению работ, письменного ответа на требование Заказчика также не направил.
По состоянию на 17.10.2023 обязательства Подрядчиком не выполнены надлежащим образом, ремонт тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга не выполнен.
Подрядчиком нарушены сроки выполнения работ и не выполнены требования Заказчика, что является неоднократным нарушением существенных условий Контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
B соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 9.5 Контракта Заказчик вправе расторгнуть муниципальный Контракт в одностороннем порядке либо по решению суда в случаях нарушения существенных условий Контракта, в том числе:
9.5.1. Наличие 2-х или более претензий со стороны Заказчика по ненадлежащему исполнению Подрядчиком условий Контракта о качестве, объеме и сроках выполнения подрядных работ и в случае не устранения со стороны Подрядчика в установленные в претензии сроки недостатков в работе, в т.ч. их не устранение в полном объеме;
9.5.2. Нарушение Подрядчиком срока начала выполнения работ, окончания выполнения работ (отдельных этапов исполнения Контракта) в соответствии с установленным сроками (графиком) более чем на 5 календарных дней, а также режима работы в соответствии с условиями муниципального Контракта;
9.5.3. Не представление документов, подтверждающих право на осуществление деятельности - выполнение работ, являющихся предметом Контракта;
9.5.4. Неоднократное нарушение технологии, требований по производству работ, требований безопасности;
9.5.5. Не предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта, обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с требованиями закона, условиями размещенного муниципального заказа.
9.5.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных подпунктами 4.4.7, 4.4.8 Контракта.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.10.2023 г.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 18.10.2023 г.
Датой надлежащего уведомления считается 18.10.2023 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление Поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 31.10.2023 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На рассмотрение заявления представитель ИП Храмцовой И. Н. явку не обеспечил, документов, подтверждающих факт принятия заинтересованным лицом действий, направленных на надлежащее и своевременное исполнение обязательств по контракту как до, так и после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не представил.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссией не установлено оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ИП Храмцовой И. Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в действиях ИП Храмцовой И. Н. исполнителе по контракту N Ф.2023.42 от 28.08.2023 г. на выполнение работ по ремонту тротуара по проспекту Космонавтов от дома N 204 до дома N 254 на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, Комиссия не усматривает добросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок.
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ИП Храмцовой Ирине Николаевне (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 ноября 2023 г. N РНП-066/06/104-3908/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023