Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30 при участии представителей:
- заказчика в лице МБУ "Благоустройство" - *
-уполномоченного органа в лице МКУ "Служба единого заказчика" - *
- заявителя в лице ООО "Ленкомтех" - *
рассмотрев жалобу ООО "Ленкомтех" (вх. N 23904-ЭП/23 от 02.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице МБУ "Благоустройство" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на полуприцеп тракторный пескоразбрасыватель ПРК-5 или эквивалент (извещениеN 0362300300223000078 ) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Ленкомтех" (вх. N 23904-ЭП/23 от 02.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице МБУ "Благоустройство" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на полуприцеп тракторный пескоразбрасыватель ПРК-5 или эквивалент (извещениеN 0362300300223000078 ) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме составлено заказчиком с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, выразившимися в установлении таких требований к требуемому к поставляемому товару, которые характерны только для одного производителя.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0362300300223000078 на полуприцеп тракторный пескоразбрасыватель ПРК-5 или эквивалент.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 330 000,00 рублей.
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Объектом закупки, согласно структурированной форме извещения о проведении запроса котировок в электронной форме , является "полуприцеп тракторный пескоразбрасыватель ПРК-5 или эквивалент".
В разделе "Описание объекта закупки" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заказчиком установлены требования к техническим характеристикам, функциональным (потребительским свойствам) товара, требования к размерам товара.
Наименование характеристики |
Значение, установленное Заказчиком |
Габаритные размеры, мм |
Не более 3500х1860х2600 |
Ширина колеи, мм |
От 1450 до 1470 |
Проблесковый маячок |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления выступом конической формы предотвращающей налипание распределяемого материала и наледи расположен с правой стороны борта |
По мнению подателя жалобы, указанный перечень товаров с его характеристиками производится только АО ПК "Ярославич", что свидетельствует о наличии ограничения участия в закупке тех участников, которые реализуют товар иных производителей.
В качестве подтверждения своей позиции заявитель жалобы предоставил сравнительную таблицу значений характеристик производителей
Наименование характеристики |
Значение, установленное Заказчиком |
Значение характеристик производителей |
|||
ООО "Ленкомтех" |
ООО "Орелстроймаш" |
АО ПК "Ярославич" |
ООО "Альфа-Техник" |
||
Габаритные размеры, мм |
Не более 3500х1860х2600 |
3400х2090х2700 |
4400х2250х2600 |
3500х1860х2200 |
4250х2000х2450 |
Ширина колеи, мм |
От 1450 до 1470 |
1800 |
1800+10 |
1460 |
- |
Проблесковый маячок |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления выступом конической формы предотвращающей налипание распределяемого материала и наледи расположен с правой стороны борта |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления, от налипания распределяемого материала и наледи, расположен по центру |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления, от налипания распределяемого материала и наледи, расположен по центру |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления выступом конической формы предотвращающей налипание распределяемого материала и наледи расположен с правой стороны борта |
Защищен от механического ударного воздействия вертикального направления, от налипания распределяемого материала и наледи, расположен с левой стороны борта |
На основании приложенной таблицы, Комиссия приходит к выводы, что под требуемые характеристики установленные заказчиком в описании объекта закупки ,подходит товар одного производителя АО ПК "Ярославич".
С целью получения дополнительных материалов для рассмотрения жалобы ,Комиссией была запрошена информация у заказчика относительно наличия на рынке минимум двух производителей товара, соответствующего требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
По указанным обстоятельствам представитель заказчика пояснил, что на рынке существует ряд производителей оборудования, являющегося аналогом по отношению к установленному в извещении закупки товару.
Кроме того, Комиссией были изучены коммерческие предложения, которые легли в основу НМЦК закупки, и установлено, что в полной мере производители: ООО "Ленкомтех", ООО "Альфа-Техник", ООО "Орелстроймаш" не отвечают потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы и соответствует его потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
При этом включение в извещение о проведении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствие обоснования специфики использования такого товара, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Ленкомтех" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "Благоустройство" / уполномоченного органа в лице МКУ "Служба единого заказчика" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице МБУ "Благоустройство", уполномоченному органу в лице МКУ "Служба единого заказчика" , закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, сформировавшего описание объекта закупки о проведении запроса котировок в электронной форме N 0362300300223000078, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
* |
|
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-3935/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
09.11.2023 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/106-3935/2023 от 09.11.2023, в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице МБУ "Благоустройство", уполномоченному органу в лице МКУ "Служба единого заказчика", закупочной комиссии в срок до 12.12.2023 устранить нарушения Закона о контрактной системе, установленные решением N 066/06/106-3935/2023 от 09.11.2023 (извещение N 0362300300223000078), путем отзыва карточки контракта (если такая была направлена), отмены составленных в ходе проведения закупки протоколов, внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке, рассмотрения заявок повторно и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки, обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице МБУ "Благоустройство", уполномоченному органу в лице МКУ "Служба единого заказчика" в срок до 18.12.2023 представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
* * |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 ноября 2023 г. N 066/06/106-3935/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023