Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Управления образования Артемовского городского округа - *,
- заявителя в лице ООО Компания путешествий "Александрия" - *,
рассмотрев жалобу ООО Компания путешествий "Александрия" (вх. N 24069-ЭП/23 от 03.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления образования Артемовского городского округа при осуществлении процедуры путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оздоровлению детей в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время (извещение N 0162300005023000002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Компания путешествий "Александрия" (вх. N 24069-ЭП/23 от 03.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления образования Артемовского городского округа при осуществлении процедуры путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оздоровлению детей в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время (извещение N 0162300005023000002), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение запроса котировок в электронной форме составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.10.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0162300005023000002 на оказание услуг по оздоровлению детей в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 664 160,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной система).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Структурированной формой извещения установлено, что наименованием объекта закупки является: "Оказание услуг по оздоровлению детей в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время".
Подпунктом 1 п. 1 структурированной формой извещения установлены требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
1) документы, подтверждающие наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии: выписка из реестра лицензий (в соответствии с ППРФ 2343 от 29.12.2020 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"): на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии или копия акта лицензирующего органа,.
Исходя из первого довода жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении к участникам закупки.
Возражая относительно указанного довода, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предметом настоящей закупки являются услуги по оздоровлению детей в санаторно- курортных организациях в 2023 году в учебное время, из предмета контракта вытекает требование о наличии лицензии. В силу положений ст. 15 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" данный вид деятельности требует наличия собственной лицензии на оказание медицинских услуг у организации-претендента. Таким образом, требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность не является излишним и не противоречат требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Закон об основах здоровья).
В силу ч. 3 ст. 40 Закона об основах здоровья санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
На основании п. 5 Приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Приказ N 279н) санаторно-курортное лечение осуществляется в медицинских организациях всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 Приказа N 279н санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, оказываемую в плановой форме.
В соответствии с п. 2 Описания объекта закупки, являющегося приложением N 1 к извещению, 2. Объем оказываемых услуг: 1 условная ед.
Описание объекта закупки: оздоровление детей и подростков в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет в количестве 20 детей.
Под оздоровлением детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет в санаторно-курортных организациях понимаются услуги по санаторно-курортному лечению, которое включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах Профиль заболевания: педиатрия, пульмонология, детской кардиология, неврология, нефрология, урология, офтальмология, оториноларингология.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 г. N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения".
Комиссия, изучив положения извещения, а также выслушав пояснения сторон, пришла к выводу, что предметом обжалуемой закупочной процедуры является исключительно оздоровление детей и подростков в санаторно-курортных организациях, ввиду чего, установление заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у участника закупки является правомерным.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Согласно второму доводу жалобу, наличие сведений об участнике закупочной процедуры в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления ограничивает конкуренцию и нарушает действующее законодательство.
Возражая относительно указанного довода, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что само по себе нахождение участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления является гарантией того, что персонал участника закупки не имеет никаких законодательных ограничений для работы с несовершеннолетними, в т. ч. накладываемых трудовым законодательством или законодательством в области охраны здоровья граждан. Соответствующий контроль за деятельностью таких организаций возложен на уполномоченные органы и к компетенции заказчика не относится.
Подпунктом 2 п. 1 структурированной формой извещения установлены требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
2) документы, подтверждающие наличие сведений в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (пункт 2.1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") или копии таких документов: решение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей о включении организации - участника закупки в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления или выписка из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, подтверждающую наличие организации - участника закупки в соответствующем реестре (в соответствии с частью 2.1 статьи 12 и частью 5 статьи 12.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Согласно п. 3.2, 3.3 ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления Отдых детей и их оздоровление - это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей
организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Согласно ч. 2.1 ст. 12 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки является услуга по санаторно-курортному лечению детей и подростков, а не оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
Таким образом, услуги по санаторно-курортному лечению и услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению являются различными видами услуг, регулируются различным законодательством, имеют разные цели, к организациям, оказывающим услуги, в связи в чем, установление Заказчиком требования к участникам закупки наличие сведений в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является нарушением п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В данных действиях Заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исходя из третьего довода жалобы, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования у участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571), так как в перечне приложения к постановлению Правительства РФ N 2571 нет санаторно-курортного лечения детей, нет медицинской помощи им, нет деятельности медицинских организаций.
Представитель Заказчика относительно указанного довода пояснил, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ N 2571.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования установлены постановление Правительства РФ N 2571.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
На основании позиции 35 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571, для оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению необходимо наличие у участника закупки следующего опыта оказания услуг:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими наличие требуемого опыта, предусмотренного настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Пунктом 2.1 структурированной формы извещения установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 35 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
Вместе с тем, как уже ранее установлено Комиссией, услуги по санаторно-курортному лечению и услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению являются различными видами услуг, следовательно, Заказчик, устанавливая в извещении запроса котировок в электронной форме дополнительные требования к участникам в виде наличия опыта выполнения соответствующего вида работ/услуг в соответствии с позицией 35 приложения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2571 нарушает п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что заявитель не обладает лицензией, требуемой положениями извещения, ввиду чего, Комиссия полагает возможным не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Компания путешествий "Александрия" признать обоснованной в части доводов об установлении излишних требований к участникам закупки.
2. В действиях заказчика в лице Управления образования Артемовского городского округа выявлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Управления образования Артемовского городского округа, закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, установившего требования к участникам закупки в единой информационной системе по закупке N 0162300005023000002, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 ноября 2023 г. N 066/06/42-3957/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023