Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Кадетская школа-интернат N1 имени З.Х. Дикинова" Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, представителя заявителя - ООО "ЭкоДом", уведомленных о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0804200003823000001 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Учебно-вспомогательного корпуса ГБОУ "КШИ N1 им. З.Х. Дикинова" Минпросвещения КБР", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоДом" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Учебно-вспомогательного корпуса ГБОУ "КШИ N1 им. З.Х. Дикинова" Минпросвещения КБР".
Согласно доводам жалобы, заказчиком установлен порядок оценки заявок, где по критерию "Квалификация участников закупки" оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения, без указания предельного значения. Заявитель считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и нарушают его права и законные интересы.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 21 октября 2023 года было размещено извещение N0804200003823000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Учебно-вспомогательного корпуса ГБОУ "КШИ N1 им. З.Х. Дикинова" Минпросвещения КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 42 901 990,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса, дата и время окончания срока подачи заявок - 07.11.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика - 10.11.2023.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения об осуществлении закупки предусмотрен критерий "Квалификация участников закупки", который содержит детализирующий показатель: общее количество исполненных участником закупки договоров; общая цена исполненных участником закупки договоров.
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Пункт 20 Положения устанавливает, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по одной из предусмотренных пунктом 20 Положения формуле.
Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, или наименьшее), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
При этом законодательство о контрактной системе не содержит ограничения либо запрета на применение заказчиком той или иной формулы, предусмотренной пунктом 20 Положения.
В письме от 17 января 2023 г. N 24-06-06/2611 Минфин России по вопросу применения положений Постановления N 2604 в части применения формул при оценке заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" отмечает: "Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе с учетом возможности определения достаточных предельных значений показателей, а также осуществляет оценку представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, с учетом требований и особенностей, предусмотренных Положением.
При этом установленные заказчиком в порядке оценки требования, в том числе предельные значения детализирующих показателей (их содержание, характеристики), не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки".
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика в части выбора формулы при оценке заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" не противоречат Закону о контрактной системе и Положению.
Кроме того, заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих ограничение прав и законных интересов заявителя действиями заказчика.
Довод жалобы заявителя признается Комиссией необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации с 01.09.2022 утратили силу.
С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в реестре является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
При проведении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается.
Комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в реестре членов саморегулируемой организации, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в указанном реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: - общая цена исполненных участником закупки договоров; - общее количество исполненных участником закупки договоров; - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки, в том числе на объект капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания Учебно-вспомогательного корпуса ГБОУ "КШИ N1 им. З.Х. Дикинова" Минпросвещения КБР.
Порядком оценки установлен Критерий, который содержит Детализирующий показатель показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия оценивается общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров); общее количество исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Между тем, в соответствии с абзацем 5 подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ, являющихся объектом закупки заказчику необходимо учитывать контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются контракты (договоры) на выполнение работ по сносу объекта капитального строительства, предусмотренные абзацем 5 подпункта "г" пункта 31 Положения.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все участники закупки являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоДом" не обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 ноября 2023 г. N 007/06/42-931/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023