Резолютивная часть решения оглашена 13.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращений ООО "Златкомстрой" о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме N 0169300040523000023 на оказание услуг по сбору и вывозу несанкционированных свалок отходов (далее - запрос котировок), при участии в дистанционном режиме представителя Администрации Карабашского городского округа Сазоновой Е.Л., действующего на основании доверенности N 9 от 09.01.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 30.10.2023, 31.10.2023 поступили обращения ООО "Златкомстрой" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0169300040523000023 на оказание услуг по сбору и вывозу несанкционированных свалок отходов (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 18.10.2023 Администрация Карабашского городского округа объявила о проведении запроса котировок.
Заказчиком выступило Управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта по запросу котировок - 4 892 093, 16 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 25.10.2023.
На момент рассмотрения обращений ООО "Златкомстрой" контракт не заключен.
Согласно доводам обращений заказчиком неправомерно предусмотрены требования к лицензии на транспортирование отходов в части конкретных видов отходов, которые по мнению заявителя относятся к 4 блоку отходов по ФККО, тогда как указанные в извещении о закупке виды отходов, образуются в результате обработки (сортировки) отходов.
Представитель заказчика против доводов обращений возражал, представил дополнительные документы и сведения и указал, что образованные отходы относятся к видам отходов, указанным в паспортах отходов, в связи с чем требования к участнику закупки и к составу заявки о наличии у участника закупки лицензии на транспортирование отходов 4 класса опасности указаны на данные виды отходов.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Аналогичные положения в части требований к содержанию заявки установлены при проведении электронного запроса котировок в части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться конкретные документы и сведения о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых вида деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе по транспортированию отходов IV класса опасности (пункт 8 Приложения к Постановлению N 2290).
Пунктом 4 технического задания (Приложение N 1 к извещению о закупке) предусмотрены требования к предоставляемым услугам по обращению с отходами, а именно в перечень предоставляемых услуг (оказываемых услуг) входит: сбор и погрузка мусора (отходов), в том числе ручная подборка мелкого мусора; погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках; размещение отходов на объекте размещения отходов, включённом в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов) или утилизация отходов; планировка земельного участка механизированным способом после оказания услуг по сбору и вывозу несанкционированной свалки отходов.
В пункте 5 технического задания предусмотрены категории и классы опасности отходов, вывозимых с несанкционированных свалок на территории Карабашского городского округа в соответствии с кодами видов отходов по федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО):
- 8 90 000 01 72 4 Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ;
- 7 41 119 11 72 4 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе;
- 7 41 343 11 72 4 Отходы (остатки) демонтажа бытовой техники, компьютерного, телевизионного и прочего оборудования, непригодные для получения вторичного сырья;
- 7 41 110 01 72 4 Смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке твердых коммунальных отходов;
- 9 21 130 02 50 4 Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Частью 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Так, в составе закупки размещены 5 паспортов отходов, соответствующих видам отходов, указанным в техническом задании, при этом из паспортов следует, что они изготовлены на основании протокола лабораторных испытаний N2306221507 от 26.07.2023, выполненных аккредитованным лабораторным центром ООО "УралСтройЛаб", аттестат аккредитации N 0001608 N RA.RU.21УA04 от 30.04.2015 г.
В материалы дела заказчиком также представлен договор N 0108/1131-ЭК от 13.07.2023, заключенный между ООО Южно-Уральское проектно-консалтинговое бюро" и Администрацией Карабашского городского округа, из пунктов 1.1, 1.2 которого следует, что предметом договора является разработка паспортов отходов I-IV классов опасности с проведением лабораторных исследований компонентного состава отходов в аккредитованной лаборатории с учетом перечня свалок, указанных в Приложении N 2 к договору.
В приложении N 2 к договору N 0108/1131-ЭК от 13.07.2023 перечислен адресный перечень несанкционированный свалок в количестве 15 единиц, соответствующий перечню, указанному в приложении N 2 к проекту контракта.
Таким образом, виды отходов по ФККО, указанные в техническом задании, соответствуют видам отходов в паспортах, изготовленных в отношении отходов, размещенных на несанкционированных свалках.
При этом, доводы заявителя, согласно которым отходы, образуемые на несанкционированных свалках, указанных в извещении о закупке, относятся к 4 блоку ФККО - "отходы потребления, производственные и непроизводственные, материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3, 6-9", не подтверждаются доказательствами, в связи с чем являются необоснованными. При этом заказчик в обоснование своей позиции предоставил паспорта отходов, из которых однозначно следует, что с учетом лабораторных испытаний химического и (или) компонентного состава вида отходов, образованные отходы отнесены к 7 и 8 блокам по ФККО.
С учетом изложенного, установление в пункте 11 информационной карты извещения о закупке в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (транспортирование отходов IV класса опасности) с указанием видов отходов: 89000001724, 74111911724, 74134311724, 74111001724, 92113002504 обусловлено необходимостью транспортирования отходов, в отношении которых произведена их паспортизация, в соответствии с объектом закупки, что соответствует пункту 12 части 1 статьи 42, пункту 3 части 2 статьи 43, части 1 статьи 51, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой проверки доводы обращения на действия заказчика не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 ноября 2023 г. N 074/06/99-2540/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023