Резолютивная часть решения оглашена 13.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 16.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., при участии в дистанционном режиме:
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Радецкой Н.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2023,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Дмитриевской Е.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2023,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Антонова И.В., действующего на основании Распоряжения N 22-р от 20.01.2020,
- представителя МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности N 4 от 01.02.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.11.2023 поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проекта по исключению самовозгорания шламоотвалов на оз. Курочкино (бывшее хвостохранилище ЦОФ "Объединение") (извещение N 0869600056223000517) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 20.10.2023 МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Городская служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 550 007, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 07.11.2023.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а также единое требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования, так как объект закупки не включает в себя выполнение работ по разработке проектной документации в соответствии с градостроительным законодательством.
Представители заказчика на заседании Комиссии направили письменные пояснения и по доводам жалобы пояснили, что в извещении о закупке правомерно установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в области проектирования, а также требование о наличии членства в саморегулируемой организации, так как предмет контракта включает в себя проектирование в отношении объекта капитального строительства в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 6 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить следующие документы:
- исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования.
Как следует из извещения о закупке предметом конкурса является разработка проекта по исключению самовозгорания шламоотвалов на оз. Курочкино, при этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 550 007, 00 рублей.
В техническом задании (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) указано, что видом работ для целей проектирования является новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт (далее - строительство).
В разделе 3 технического задания указано, что проектная документация по составу и содержанию должна быть разработана в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (с изменениями на 27.05.2022 г.) и оформлена по ГОСТ 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", дополнительные разделы проекта - в соответствии с заданием на проектирование.
Более того, установлены требования к разделам проектной и рабочей документации:
- Пояснительная записка (ПЗ);
- Проект организации строительства (ПОС);
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ООС);
- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (ПБ);
- Инженерно-технические мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций (ГОЧС);
- Смета на строительство (СМ);
- Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Рабочая документация должна быть разработана в объеме требований к проектным решениям (технологические решения, конструктивные решения, искусственные сооружения, обустройство, смета на строительство).
При этом из пункта 3.2.1 проекта контракта следует, что результатом работ является помимо проектной документации наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что заказчику требуется разработать проектную документацию в соответствии с порядком, предусмотренным положениями градостроительного законодательства.
Более того, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что шламоотвал является гидротехническим сооружением, в котором складируются твердые отходы (шлам) от угольной промышленности, обращение с которыми предполагает использование водопроводящих сооружений.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, в силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, подпункта 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" гидротехническое сооружение является объектом капитального строительства.
С учетом изложенного, в извещении о закупке правомерно установлены как дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с позицией 6 Приложения к Постановлению, так и единые требования к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, так как объект закупки включает в себя разработку проектной документации в отношении объекта капитального строительства, которая должна быть выполнена в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика по установлению единых и дополнительных требований к участнику закупки с учетом того, что заявителем не представлены доводы, обосновывающие его позицию о том, что объект закупки не относится к работам по проектированию в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной систем,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика необоснованной в силу недоказанности.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 ноября 2023 г. N 074/06/106-2589/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023