Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по посадке деревьев, в том числе за счет компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений" (извещение: 0118300003222000041),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по посадке деревьев, в том числе за счет компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений" (извещение: 0118300003222000041).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2022 NИЭА1 ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" признано победителем закупки.
28.03.2022 между администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района и ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" заключен контракт на сумму 549 500,00 рублей.
24.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ";
- адрес: 109652, г. Москва, ул. Люблинская, 165, кв. 50 а/я 2;
- ИНН: 9723033741, КПП: 772301001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по посадке деревьев, в том числе за счет компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений" (извещение: 0118300003222000041).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2022 NИЭА1 ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" признано победителем закупки.
28.03.2022 между администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района и ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" заключен контракт на сумму 549 500,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по посадке деревьев, в том числе за счет компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений (далее - услуги), в объеме и с характеристиками согласно приложениям N1, N2, N3, N4 к муниципальному контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
В соответствии с п. 3.1 контракта оказание услуг осуществляется в срок:
- высадка деревьев с момента заключения контракта в течение 15 рабочих дней;
- уходные работы в течение 12 месяцев с даты высадки саженцев.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
21 апреля 2022 г. Исполнителем сформировано с использованием единой информационной системы исполнение (высадка деревьев) на сумму 512 548 (пятьсот двенадцать тысяч пятьсот сорок восемь) рублей 51 копейка, что подтверждается КС-2 от 15 апреля 2022 г. и КС-3 от 15 апреля 2022 г.
22 апреля 2022 г. Заказчиком оказанные услуги приняты и 25 апреля 2022 г. оплачены в сумме исполненных обязательств 512 548 (пятьсот двенадцать тысяч пятьсот сорок восемь) рублей 51 копейка.
12 июня 2022 г. Заказчиком произведен осмотр высаженных зеленых насаждений и выявлен факт отсутствия посадочного материала по ул. К. Маркса - "Форзиция" в количестве 16 шт.
22 сентября 2022 г. Заказчиком в адрес ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" направлена претензия об устранении выявленных недостатков, а именно замене посадочного материала, о сроках внесения удобрений, сроках полива.
06.12.2022 в адрес Заказчика поступило уведомление о произведенной замене посадочного материала 04.12.2022.
В соответствии с п.п 3.1 муниципального контракта уходные работы осуществляются в течение 12 месяцев с даты высадки саженцев.
18 мая 2023 г. Исполнителем сформировано с использованием единой информационной системы исполнение (уходные работы в течение 12 месяцев с даты высадки саженцев) на сумму 36 951 (тридцать шесть тысяч девятьсот пятьдесят один) рубль 49 копеек, что подтверждается КС-2 от 27 апреля 2023 г. и КС-3 от 27 апреля 2022 г.
Комиссией по контролю за санитарным содержанием и благоустройством городских территорий повторно проведена инвентаризация зеленых насаждений, высаженных Исполнителем в соответствии с контрактом в рамках компенсационного озеленения на территории г. Туапсе.
При обследовании зеленых насаждений выявлены факты гибели растений, о чем зафиксировано в акте инвентаризации.
31 мая 2023 г. Заказчиком было принято решение не принимать оказанные услуги.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.10.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" следует, что при обследовании зеленых насаждений и выявлении фактов гибели растений Заказчиком Исполнитель не присутствовал, уведомление о проведении обследования в адрес ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" не поступало.
29.10.2023 письмом N29_10-01 ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" предложило Заказчику посадить похищенное за свой счет.
Ответ на указанное письмо Заказчиком не представлен.
В связи с отсутствием ответа на указанное письмо, ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" направило письмо от 02.11.2023 N357 с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Также согласно сведениям из Единой информационной системе этап контракта с 28.03.2022 по 01.05.2023 Исполнен на сумму 512 548,51 руб. из 549 500,00 руб.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное и намеренное неисполнение обязательств по контракту, в связи с чем, применение к ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района в отношении ООО "ГБИ ЛЕСОПИТОМНИК КРУПНОМЕРОВ" (109652, г. Москва, ул. Люблинская, 165, кв. 50 а/я 2; ИНН: 9723033741, КПП: 772301001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 ноября 2023 г. N РНП-23-937/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023