Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные администрацией МО Каневское сельское в составе МО Каневской район, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "САКСУМ" по результатам проведения электронного аукциона: "Разработка проектной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" (извещение: 0318300009623000137),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации МО Каневское сельское в составе МО Каневской район (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "САКСУМ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Разработка проектной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" (извещение: 0318300009623000137).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 NИЭА1 ООО "САКСУМ" признано победителем закупки.
14.06.2023 между администрацией МО Каневское сельское в составе МО Каневской район и ООО "САКСУМ" заключен контракт на сумму 8 611 110,00 рублей.
23.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "САКСУМ";
- адрес: 188640, г. Всеволожск, пр-кт Алексеевский, д. 62, пом. 302;
- ИНН: 7840479039, КПП: 470301001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Каневское сельское в составе МО Каневской район проводился электронный аукцион: "Разработка проектной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" (извещение: 0318300009623000137).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 NИЭА1 ООО "САКСУМ" признано победителем закупки.
14.06.2023 между администрацией МО Каневское сельское в составе МО Каневской район и ООО "САКСУМ" заключен контракт на сумму 8 611 110,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется разработать проектную документацию по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" (далее - работы) в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, 5, 6 и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом
Подрядчик обязуется в соответствии с исходно-разрешительной документацией, настоящим контрактом, заданием на проектирование (Приложение N 1), техническим заданием (Приложение N 6), руководствуясь нормами действующего законодательства Российской Федерации в области проектирования и строительства и иными данными, определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, разработать проектную документацию по объекту: "Реконструкция очистных сооружений ст. Каневская" (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты работ (далее - результаты работ) (проектные работы по указанному объекту, именуется в дальнейшем по тексту контракта - работы).
Место нахождения Объекта: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская, ул. Горького, д. 270.
Подготовленную проектную, рабочую документацию и инженерных изысканий (в случае актуализации) необходимо передать Заказчику по адресу: Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская, ул. Горького, д. 63.
В соответствии с п. 3.1 контракта срок исполнения контракта включает в себя срок выполнения, приемки и оплаты выполненных работ: с даты заключения контракта по 26.12.2023 г. В том числе:
Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 08.12.2023 г.
Срок приемки: в соответствии с разделом 3 контракта.
Срок оплаты: в соответствии с разделом 2 контракта.
Этапы исполнения контракта не предусмотрены.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "САКСУМ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно условиям Контракта срок выполнения работ начинается с даты заключения по 26.12.2023 года. Календарным графиком (приложение N 1) к Контракту предусмотрено выполнение работ по разработке проектно-сметной документации стадии "Проектная документация" и представление ВГМ-модели в электронном виде до 15 августа 2023 года.
Пунктом 3.4. Контракта, предусмотрено, что Подрядчик в течение двух рабочих дней, с момента завершения работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
15 августа 2023 года ООО "Саксум" направлено письмо N 05- 06/4109 о своевременном предоставлении результата выполненных работ.
Приложение разработанной документации в адрес Заказчика не направлен.
Подрядчиком нарушены существенные условия Контракта - не исполнены календарные сроки выполнения работ, которые повлекут невозможность исполнения Контракта в 2023 году в полном объеме и не освоению плановых лимитов.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.8.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "САКСУМ" следует, что после заключения муниципального контракта на разработку проектной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" от 14.06.2023 г. Общество приступило к его выполнению.
16.06.2023 в рамках исполнения Контракта приказом N 137 назначен ответственный за проектные работы начальник отдела проектирования Мороз Н.А.
21.06.2023 письмом исх. N 534-23 "О запросе исходных данных для проектирования" ООО "Саксум" обратилось в администрацию с просьбой предоставления исходных данных для проектирования для возможности принятия решения по началу проведения инженерных изысканий, отработки вопросов предоставления проектных решений по выбору технологических вариантов КОС.
Письмом от 21.06.2023 исх. N 05-06/2977 Заказчик прислал письмо с просьбой направить представителя для технического осмотра Объекта.
Сопроводительным письмом от 26.06.2023 исх.025-06/3051 администрация предоставила исходные данные на 177 листах в электронном виде.
Однако в связи с тем, что данные были предоставлены не в полном объеме ООО "Саксум" повторно обратилось с запросом исходных данных и дополнительной информации письмом исх. N 712-23 от 20.07.2023.
26.07.2023 исх. N 05-06/3796 администрация предоставила дополнительную информацию, а также требовала в срочном порядке организовать приезд представителя Подрядчика.
Письмом исх. N 768-23 от 08.02.2023 ООО "Саксум" сообщило о том, что на данный момент Подрядчик проводит сбор необходимой исходной информации для принятия решения по выбору типа очистки стоков проектируемых КОС и приезд нашего представителя на данном этапе нецелесообразен. Также просило предоставить материалы: гидрометеорологических изысканий, археологического обследования, анализ сточных вод на входе в существующие КОС.
Письмом исх. N 05-06/3954 от 07.08.2023 администрация направила в адрес подрядчика анализ сточных вод на входе в существующие КОС.
09.08.2023 исх. N 801-23 Подрядчик запросил у Заказчика редактируемые форматы отчетов по материалам инженерных изысканий, в связи с тем, что предоставленные отчеты были выполнены в 2021 г., а также просил предоставить материалы гидрометеорологических изысканий и археологического обследования.
Заказчик прислал письмо 18.08.2023 исх. N 05- 06/4177 о предоставлении результата выполненных работ, а именно проектно-сметную документацию стадии "Проектная документация", BIM-модель в электронном виде.
Подрядчик исх. N 900-023 от 06.09.2023 "О согласовании КОС" для принятия решения по детальной отработке проектной документации просил Заказчика согласовать место посадки проектируемых КОС на земельном участке существующих КОС станции Каневская.
В связи с тем, что ответ дан не был, согласование не получено Подрядчик вынужден повторно обратился исх. 942 от 18.09.2023 с просьбой о согласовании посадки КОС.
Сопроводительным письмом исх. N 970-23 от 25.09.2023 ООО "Саксум" направило в адрес администрации вариант посадки проектируемых очистных сооружений. В данном варианте учтены пожелания Заказчика.
25.09.2023 письмом исх. N 972-23 Подрядчик просит обновить ИРД поскольку объем сточных вод, указанный в предоставленном Решении Заказчиком, не соответствует техническому заданию, а также для обоснования выбора технологии очистки предоставить дополнительные материалы.
Ответом от 26.09.2023 исх.05-06/4904 Заказчик отказывает в предоставлении запрашиваемых данных.
Сопроводительным письмом N 973-23 от 26.09.2023 Подрядчику предоставлен вариант N 3 посадки проектируемых очистных сооружений.
В связи с тем, что Заказчиком не были предоставлены необходимые запрашиваемые данные, ООО "Саксум" повторно обратился к администрации с письмом о предоставлении информации для проектирования (исх. N 980-23 от 29.09.2023).
10.10.2023 исх. N 1017-23 ООО "Саксум" обратилось к Заказчику, указав в письме на отсутствие ответов на запросы о предоставлении информации для проектирования, ссылаясь на тот факт, что данное обстоятельство не позволяет приступить к разработке проектной документации и актуализации инженерных изысканий, так как предоставленные технические отчеты инженерных изысканий, являются просроченными и не могут быть использованы в целях выполнения проектных работ.
Также обратило внимание на то, что для актуализации инженерных изысканий требуется согласование точного места расположения проектируемого здания.
Представитель ООО "Саксум" был направлен в командировку с 22.08.2023 по 28.08.2023 для проведения рекогносцировки для определения объема работ по актуализации изысканий, проведения топографической съемки, что подтверждается Приказом N 5 от 21.08.2023.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное и намеренное неисполнение обязательств по контракту, в связи с чем, применение к ООО "САКСУМ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией МО Каневское сельское в составе МО Каневской район в отношении ООО "САКСУМ" (188640, г. Всеволожск, пр-кт Алексеевский, д. 62, пом. 302; ИНН: 7840479039, КПП: 470301001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 ноября 2023 г. N РНП-23-937/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023