Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Спичка А.С. по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Поставка дизельного топлива на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение: 0318100058923000003),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Спичка А.С. (далее - Подрядчик) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Поставка дизельного топлива на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение: 0318100058923000003).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЗК1 ИП Спичка А.С. признан победителем закупки.
13.04.2023 между филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи и ИП Спичка А.С. заключен контракт на сумму 6 774 420,00 рублей.
23.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Индивидуальный предприниматель Спичка Александр Игоревич;
- адрес: 350900, г. Краснодар, 6-й Архангельский проезд, д. 29, корп./ст. 1, кв./оф. 5;
- ИНН: 010704102100.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи проводился запрос котировок в электронной форме: "Поставка дизельного топлива на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение: 0318100058923000003).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЗК1 ИП Спичка А.С. признан победителем закупки.
13.04.2023 между филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи и ИП Спичка А.С. заключен контракт на сумму 6 774 420,00 рублей.
Согласно п.2.1 контракта Поставщик обязуется осуществить Государственному заказчику поставку дизельного топлива на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой (далее - Товар), а Государственный заказчик обязуется принять Товар и уплатить за него цену, определенную Контрактом.
В соответствии с п. 3.2 контракта период поставки товара: с даты заключения Контракта по 20 декабря 2023 года.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Спичка А.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Пунктом 5.4.1. Контракта установлено, что Поставщик обязан обеспечить поставку товара в соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Технические характеристики, условия и порядок поставки Товара, а также общие требования указаны в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
ИП Спичка А.И. товар в полном объеме не поставил.
ИП Спичка А.И. письмом исх. N01-08/23 от 16.08.2023 г. обратился к Заказчику с предложением о расторжении Контракта по обоюдному согласию в связи с увеличением цены нефтепродуктов и удорожанием транспортных услуг на доставку топлива.
Заказчик отказался от расторжения Контракта по обоюдному согласию, поскольку рост цен является предпринимательским риском профессионального участника рынка.
Заказчик направил заявку на поставку дизельного топлива зимнего, которая не была исполнена Поставщиком.
По состоянию на 23.10.2023поставка дизельного топлива зимнего по заявке от 27.09.2023 NСБ-1032/ЗФ и топлива дизельного топлива летнего по заявке от 05.10.2023 N КБ- 1088/ЗФ не осуществлены.
ИП Спичкой А.И. обязательства, предусмотренные Контрактом, не исполнены.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ИП Спичка А.И. следует, что Поставщик обращался к Заказчику (Исх. N01-08/23 от 16.08.2023 г.) с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон.
В письмах сообщал о том, что на рынке нефтепродуктов наблюдается резкий рост цен и дефицит всех видов нефтепродуктов. В том числе значительно выросли цены на Дизельное топливо Экологический класс К5 -более чем на 29% с момента заключения контракта N СОЧ04- 019-03/23 от 13.04.2023 г.
Наблюдаются дефициты топлива на рынке Краснодарского края и ЮФО, что подтверждено письмами от дилеров (приказ от 10.08.2023 ООО "Нефтебитум").
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, учитывая тот факт, что в связи с резким подорожанием топлива и последующим дефицитом, надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ИП Спичка А.И. факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Также Комиссией установлено, что ИП Спичка А.И. имеет опыт исполнения по государственным контрактам на поставку топлива, которые были исполнены Поставщиком.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи в отношении ИП Спичка А.И. (350900, г. Краснодар, 6-й Архангельский проезд, д. 29, корп./ст. 1, кв./оф. 5; ИНН: 010704102100), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 ноября 2023 г. N РНП-23-939/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023