Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Русскиной И.В. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГАУ АО РЦСП "Волгарь" Лаврентьевой И.Г. (доверенность от 09.10.2023), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при заключении ГАУ АО РЦСП "Волгарь" (ИНН 3016051817, адрес: 4114056, г.Астрахань, ул.Латышева, 3) государственного контракта от 31.03.2023 N1-44ВГ на оказание выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) c ООО "Стройлидерплюс" (ИКЗ 2323016051817301901001000421407) провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе Заказчиком при заключении указанного контракта, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило уведомление Заказчика о заключении государственного контракта от 31.03.2023 N1-44ВГ на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) c ООО "Стройлидерплюс" (ИКЗ 2323016051817301901001000421407) (далее также - Контракт) способом осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ".
Уведомлением ЕБ/6610/23 от 24.10.2023 года проведение внеплановой проверки назначено на "31" октября 2023 года на 10 час. 30 мин. в Управлении по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
В указанный срок проведение внеплановой проверки началось в составе:
председателя комиссия:
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГАУ АО РЦСП "Волгарь" Лаврентьевой И.Г. (доверенность от 09.10.2023).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией объявлялись следующие перерывы:
1)до 10:00 07.11.2023. После перерыва Комиссия продолжила проведение внеплановой проверки в составе:
председателя комиссия:
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГАУ АО РЦСП "Волгарь" Лаврентьевой И.Г. (доверенность от 09.10.2023);
2) до 14:30 13.11.2023. После перерыва Комиссия продолжила проведение внеплановой проверки в составе:
председателя комиссия:
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Русскиной И.В. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГАУ АО РЦСП "Волгарь" Лаврентьевой И.Г. (доверенность от 09.10.2023).
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
Представитель Заказчика пояснил, что Контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности осуществления закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п.7 Перечня Постановления N 495-П в него включены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях реализации объектов капитальных вложений, содержащихся в перечне объектов капитальных вложений на 2022 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, утвержденном Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2021 N 528-П.
В п.1.3.5 перечня объектов капитальных вложений на 2022 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2021 N528-П, включен объект "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола "ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань. (корректировка).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
Распоряжением министерства физической культуры и спорта Астраханской области от 30.12.2022 N335-р и соглашением о предоставлении субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности от 30.12.2022 Заказчику была предоставлена субсидия на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов - Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань (корректировка) в сумме 137 000 000 руб.
14.02.2023, 17.02.2023 Заказчик направил запросы о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на которые получены следующие коммерческие предложения:
- от ООО "Стройлидерплюс" от 27.02.2023 на сумму 117 219 228,00 рублей;
- от ООО "ХПС Инжиниринг" от 21.02.2023 на 141 256 315,00 рублей;
- от ООО "Перспектива" от 27.02.2023 на 135 500 000,00 рублей;
- от ООО "СтройЭлектро" на 130 900 500,00 рублей;
- от ООО "Многопрофильная фирма "МирА" от 17.02.2023 года на 125 888 128,00 рублей;
02.03.2023 Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства физической культуры и спорта Астраханской области предложение о заключении контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) с единственным исполнителем ООО "Стройлидерплюс".
07.03.2023 комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) министерства физической культуры и спорта Астраханской области согласовала Заказчику заключение контракта с единственным исполнителем ООО "Стройлидерплюс".
09.03.2023 Министерством физической культуры и спорта Астраханской области принято распоряжение N70-р о заключении Заказчиком контракта с единственным исполнителем.
14.03.2023 Заказчиком получено согласие ООО "Стройлидерплюс" на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) на сумму 117 219 228,00 рублей.
31.03.2023 между Заказчиком и ООО "Стройлидерплюс" заключен контракт N1-44ВГ от 31.03.2023 года на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) c ООО "Стройлидерплюс" (ИКЗ 2323016051817301901001000421407) (далее также - Контракт) способом осуществления закупки у единственного поставщика.
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 117 219 228, 00 руб.
Пунктом 2.15 Контракта предусмотрено авансирование в размере 70% от цены Контракта.
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик не направил в Министерство физической культуры и спорта Астраханской области обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Согласно пояснениям представителя Заказчика контракт необходимо было заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи со срочностью. Кроме того, как пояснил представитель Заказчика, реализация мероприятий подпрограммы "Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения в астраханской области" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области" нацелена на вовлеченность в массовый спорт населения Астраханской области, что является одним из направлений защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Комиссией установлено, что закупка действительно подпадает под случаи, установленные перечнем Постановления N495-П (п.7 и п.8).
Однако, несмотря на указанное, основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П у Заказчика отсутствовали, поскольку порядок Постановления N495-П при заключении контракта Заказчиком не соблюден.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N 495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
В данном случае лимиты бюджетных обязательств, позволяющие Заказчику осуществить закупку, были до него в январе 2023 года (02.01.2023 года).
Следовательно, уже с января 2023 Заказчик мог начать совершать действия, необходимые для проведения конкурентной закупки.
При этом установленный законодательством срок проведения, например, открытого электронного аукциона - 7 календарных дней + 4 рабочих дня + 10 календарных дней на заключение контракта, открытого конкурса в электронной форме - 15 календарных дней + 7 рабочих дня + 10 календарных дней на заключение контракта.
Контракт же заключен Заказчиком только 31.03.2023.
Таким образом, установленные законодательством о контрактной системе сроки осуществления конкурентных процедур существенно меньше времени, имевшегося у Заказчика для проведения закупки.
При этом на заключение контракта с единственным поставщиком Заказчик потратил больше времени, чем можно было потратить на конкурентную закупку. Кроме того, распоряжение Министерства физической культуры и спорта Астраханской области о заключении контракта вынесено 09.03.2023 года, а контракт заключен только 31.03.2023, то есть через 21 день после распоряжения Министерства физической культуры и спорта Астраханской области.
Заказчик указывает, что контракт заключен так поздно, поскольку подрядчик оформлял обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии, и только 27.03.2023 года сведения о независимой гарантии были включены подрядчиком в соответствующий реестр.
Комиссия же отмечает, что в случае проведения конкурентной закупки такая задержка с оформлением обеспечения исполнения контракта не могла произойти, так как законом четко регламентированы сроки предоставления обеспечения, нарушение которых может повлечь ответственность подрядчика в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вышеуказанное длительное по времени заключение контракта с единственным поставщиком полностью исключает наличие какой-либо срочности в осуществлении закупки.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу пункта 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "Стройлидерплюс" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик в нарушение п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П уже 02.03.2023 года направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства физической культуры и спорта Астраханской области предложение о заключении контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) с единственным исполнителем ООО "Стройлидерплюс" при том, что согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - ООО "Стройлидерплюс" было получено лишь 14.03.2023 года, что в свою очередь является нарушением порядка заключения контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика.
Одновременно Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 46-ФЗ запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами.
В данном случае проверка проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства о контрактной системе, а не антимонопольного законодательства.
Мораторий на проведение проверок в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе не вводился.
Согласно письму Минфина России от 04.05.2023 N 24-01-06/41124 в отношении закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится контроль в сфере закупок, при этом:
контроль за соблюдением установленных требований к планированию закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, а также требований к исполнению заключенных при их осуществлении контрактов проводится в порядке, установленном для закупок, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
такой контроль также проводится на предмет соответствия установленным дополнительным случаям закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядку осуществления закупок в таких случаях, установленных в актах, принятых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Таким образом, Управление правомочно проводить проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении Контракта.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки также сообщил, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе, поскольку Заказчик действовал на основании заключения комиссии министерства физической культуры и спорта Астраханской области о согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика и распоряжения указанного министерства об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Однако из материалов проверки следует, что именно Заказчик обратился в указанное министерство с предложением о заключении контракта у единственного поставщика и именно Заказчик готовил для министерства обоснование необходимости заключения контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика. При этом контракт заключен именно Заказчиком, и доказательства того, что Заказчик хоть каким-то образом выражал свое несогласие с осуществлением закупки у единственного поставщика, отсутствуют.
Нарушение Заказчиком статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "Стройлидерплюс" Контракта, с учетом того, что цена контракта составляет 117 219 228,00 рублей, а запрос котировок можно проводить при НМЦК не больше 10 млн.руб., образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГАУ АО РЦСП "Волгарь" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта от 31.03.2023 N1-44ВГ на выполнение работ по завершению строительства объекта - "Административно-бытовой комплекс на объекте "Академия футбола" ГАУ АО ФК "Волгарь" по ул.Маркина, д.80, г.Астрахань" (корректировка) c ООО "Стройлидерплюс" (ИКЗ 2323016051817301901001000421407).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 ноября 2023 г. N 030/10/99-1193/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023