Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика ГБОУ АО "Травинская школа-интернат" Мухтарова Р.Р. (доверенность от 28.08.2021 б/н) и в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Травинская школа-интернат" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории школы-интерната по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Образцово-Травино, ул. Школьная, д. (номер извещения: 0325200018423000001), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.11.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. (далее - Заявитель, ИП Тожибаев З.П.) на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Травинская школа-интернат" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории школы-интерната по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Образцово-Травино, ул. Школьная, д. (номер извещения: 0325200018423000001) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 07.11.2023 NНМ/6893/23 и NНМ/6892/23 рассмотрение жалобы было назначено на 10.11.2023 на 10 час.00 мин. В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 13.11.2023.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик 27.10.2023 разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru Извещение.
Начальная (максимальная) цена контракта 6 600 818,30 руб.
Заявитель считает, что Заказчик в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установил дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением N2571.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Заказчик в Извещении установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Постановления N 2571, а именно: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
При этом Заявитель считает, что Заказчику необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 Постановления N2571, поскольку работы, предусмотренные извещением об осуществлении аукциона, являются работами по благоустройству территории.
Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям
Из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 N ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2015 N 308-ЭС15-1282, от 10.12.2018 N 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательных является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения.
Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно п. 45 Инструкции по применению Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 N 157н, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, являются частью этого здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно Техническому паспорту на нежилое здание школы, ограждения и сооружения на участке (в частности забор) входят в состав объекта капитального строительства - школы. Кроме того, ограждение прочно связано с землей и не может быть перемещено либо демонтировано и вновь собрано без несоразмерного ущерба его назначению и без изменения его основных характеристик. Соответственно, ограждение школы, работы по замене которого являются предметом закупки, также является объектом капитального строительства.
Таким образом, ограждение входит в состав единого инвентарного объекта - здания школы, которая выступает объектом капстроительства. Также забор нельзя переместить без ущерба. Из техпаспорта на объект следует, что ограждение - часть капитального строения, а именно здания школы. Объекты имеют единый инвентарный номер, значит, забор не элемент благоустройства.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления установлено, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Постановления N2571.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Травинская школа-интернат" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории школы-интерната по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Образцово-Травино, ул. Школьная, д. (номер извещения: 0325200018423000001) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 ноября 2023 г. N 030/06/42-1232/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023