Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______>
Членов Комиссии:
<______>
<______>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Подрядчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 13/04-03/0190300001322000346 от 04.05.2022 на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт Уренгой, мкр. 4, д. 39А", цена контракта - 4 000 000,00 рублей, (извещение N 0190300001322000346), с ООО "КОНСОЛЬ" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 20.10.2023 N89-160/285001-10/3675 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 13/04-03/0190300001322000346 следует, что 04 мая 2022 года между муниципальным казенным учреждением "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (далее - Комитет, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "КОНСОЛЬ" (далее-Подрядчик, Общество) заключен муниципальный контракт N 13/04-03/0190300001322000346 на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт. Уренгой, мкр. 4, д.39А" (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства приступить к работам с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 01 декабря 2022 года, с учетом проведения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
В свою очередь, вопреки условий Контракта, до настоящего времени Общество результат работ по контракту не предоставлен, что является существенным нарушением норм действующего законодательства и Контракта.
Комитетом неоднократно направлялись в адрес Общества, письма-требования предоставить результат работ в срок, проинформировать Комитет о ходе выполнения работ.
Согласно пункту 10.3 Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским кодексом.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно ст. 717 ГК РФ Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04 мая 2022 года N 13/04-03/0190300001322000346 на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт Уренгой, мкр. 4, д.39А".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.11.2023 N ЕГ/3272/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-828/2023 из которых следует, что 04 мая 2022 года по результатам электронного аукциона между Обществом с ограниченной ответственностью "Консоль" (далее - "Подрядчик") и муниципальным казенным учреждением "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (далее - Заказчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ N13/04-03/0190300001322000346 (далее - Контракт) на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт Уренгой, мкр. 4, д.39А", (далее - Объект).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в соответствии с Техническим заданием выполнить комплекс работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт Уренгой, мкр. 4, д.39А".
20 октября 2023 года письмом исх. N89-160/285001-10/3675 Заказчик уведомил Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Решение принято Заказчиком на основании ст. 708 Гражданского кодекса РФ, в соответствии со ст. 450.1 и ст. 715 Гражданского кодекса РФ.
Подрядчик не считает обоснованным применение Заказчиком права на односторонний отказ от исполнения Контракта, а тем более, не считает обоснованным включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков по следующим основаниям:
Как утверждает Подрядчик, Заказчику передан комплект проектно-сметной и рабочей документации в полном объеме.
17 августа 2023 года Подрядчиком письмом исх. N215/2023, в соответствии с п. 9, 13, 14, п.п. 2, п. 24 Технического задания в полном объеме переданы:
- Отчет об обследовании Объекта (п. 9, п. 13 Технического задания),
- Технический отчет по результатам инженерных изысканий (п. 9 Технического задания),
- Проектно-сметная документация,
- Рабочая документация.
Заказчиком Подрядчику согласованы проектные решения, отраженные в переданной проектно-сметной документации:
- письмом исх. N89-160/285001-10/300 от 03.02.2023 согласован паспорт фасада,
- письмом исх. N89-160/285001-08/2764 от 02.08.2022 Заказчиком согласованы концепция функционального зонирования и колористическое решение фасадов,
- письмом исх. N89-160/285001-10/1187 от 19.04.2023 Заказчиком согласован раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения",
- письмом исх. N89-160/285001-08/3348 от 08.09.2022 Заказчиком согласован раздел "Генеральный план",
- письмом исх. N89-160/285001-08/3148 от 24.08.2022 Заказчиком согласованы планировочные решения.
Подрядчик считает, что Заказчиком нарушены существенные условия Контракта в части изменения требований к проектной документации, указанных в подписанном Техническом задании.
Согласно п. 14 приложения N1 к Контракту, Подрядчик, в рамках исполнения Контракта должен предусмотреть модернизацию внутреннего пространства здания, перепланировку помещений с разработкой дизайн-проекта в соответствии с презентацией "Школа нам - Мы школе", направленной Заказчиком письмом исх. N89-160/285001-08/1562 от 20.05.2022.
Дизайн-проект с 3D визуализацией внутреннего пространства здания разработан Подрядчиком и передан Заказчику письмом исх. N704/2022 от 29.11.2022.
27 июня 2023 года письмом исх. N89-160/285001-10/2139 направлено требование повторно разработать дизайн-проект внутреннего пространства здания в соответствии с проектной документацией шифр 21019-ИР, разработанной АО "Тюменьгипроводхоз" и Дизайном интерьеров части помещений учебного блока и дизайн-проектом квартиры в г. Сергиев Посад и дизайн-проектом квартиры в ЖК "Селигер Сити" (г. Москва).
04 сентября 2023 года письмом исх. N236/2023 Подрядчиком Заказчику направлено предложение по тематическому оформлению помещений Объекта.
18 сентября 2023 года письмом исх. N285001-09-01/1516 Заказчиком Подрядчику направлен отказ в согласовании и новое требование по оформлению внутреннего пространства в соответствии с письмом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" п.г.т. Уренгой Пуровского района исх. Nб/н от 14.09.2023.
Подрядчик утверждает, что указанное Заказчиком требование, является существенным изменением условий Контракта, поскольку не при проведении закупки, не при подписании Контракта, указанных требований не было, что является грубым нарушением ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Письма Подрядчика исх. N216/2023 от 17.08.2023 и N254/2023 от 10.10.2023 Заказчиком оставлены без ответа. Документы, необходимые для прохождения государственной экспертизы - не предоставлены, таким образом, Заказчик целенаправленно лишил Подрядчика возможности исполнить муниципальный контракт.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
04.05.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 13/04-03/0190300001322000346 (далее - Контракт).
20.10.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 31.10.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков исполнения работ и существенным нарушением норм действующего законодательства и Контракта.
Согласно п.2.1.Контракта содержание и сроки выполнения работ определяются Графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно Контракту, Подрядчик обязан приступить к выполнению работ с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 01 декабря 2022 года. Срок выполнения работ включает срок проведения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Подрядчик отмечает, а Заказчик подтверждает, что работы выполнены больше чем на 90%
Из объяснений Подрядчика следует, что Подрядчик обязательства по Контракту исполнил, а также Подрядчиком Заказчику передан комплект проектно-сметной и рабочей документации в полном объеме.
Также на заседании комиссии Подрядчик пояснил, что в процессе исполнения контракта постоянно менялись требования к выполнению комплекса работ для разработки проектной документации.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что односторонний отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "КОНСОЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "КОНСОЛЬ", представленную МКУ "КСиА Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 13/04-03/0190300001322000346 от 04.05.2022 на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Уренгойская средняя школа N 1, ЯНАО, р-н Пуровский, пгт Уренгой, мкр. 4, д. 39А", цена контракта - 4 000 000,00 рублей, (извещение N 0190300001322000346), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 ноября 2023 г. N 089/10/104-828/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023