Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_______>
Членов Комиссии:
<_______>
<_______>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителя по доверенности;
От Подрядчика - <_____..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Администрацией Надымского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01903000012230000110001 от 17.02.2023 на выполнение работ по оцифровке архивных документов и внесению данных в Государственную информационную систему "Электронный архив Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта - 498 401,40 рублей, (извещение N 0190300001223000011), с ИП Любчик А.В. (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, Подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 24.10.2023 следует, что 17.02.2023 между Администрацией Надымского района (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Любчиком Анатолием Васильевичем (далее -Подрядчик) заключен контракт N 01903000012230000110001 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по оцифровке архивных документов и внесению данных в Государственную информационную систему "Электронный архив Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - работы) в обусловленный срок в объеме и по ценам, указанным в Техническом задании (Приложение к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 6.1 контракта цена контракта составляет 498 401 (четыреста девяносто восемь тысяч четыреста один) рубль 40 копеек, НДС не облагается.
Согласно подпункту 4.1.2 Подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме и в течение срока, установленного пунктом 2.3 контракта.
В соответствие с пунктом 2.3 контракта сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.09.2023.
Однако по состоянию на 30.09.2023 Подрядчик работы в полном объеме не выполнил. Цена фактически выполненных работ составила 273 115 (двести семьдесят три тысячи сто пятнадцать) рублей 83 копейки.
19.09.2023 в адрес Заказчика от Подрядчика поступило письменное уведомление о расторжении контракта N01903000012230000110001 от 17.02.2023 года в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы (входящий N 89-174/101-08/14221).
В указанном уведомлении Подрядчик просит расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с тем, что призывается в ряды Вооруженных сил Российской Федерации и не имеет возможности в дальнейшем выполнять свои обязательства по контракту. Однако документы подтверждающие призыв Подрядчика в ряды Вооруженных сил Российской Федерации предоставлены не были.
В целях подтверждения факта возникновения обстоятельств непреодолимой силы, для расторжения контракта по соглашению сторон Подрядчику 20.09.2023 было направлено письмо (исходящий N 89-174/101-08/14298), в котором для подтверждения наличия, вида и продолжительности обстоятельств непреодолимой силы, предлагалось предоставить свидетельство, выданное компетентным уполномоченным органом.
Письмо было направлено Подрядчику на указанные в контракте адреса, на почтовый адрес: LAW19752903@gmail.com.
Кроме того, 21.09.2023 письмо было размещено в реестре документов об исполнении контрактов в единой информационной системы в сфере закупок.
На указанное письмо в адрес Заказчика ответа не поступило. Связаться с Подрядчиком не предоставлялось возможным, на телефон указанный в контракте Подрядчик не отвечал.
В соответствии с подпунктом 7.3.2 контракта в случае установления фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта, в дальнейшем не позволяющих продолжить его исполнение, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании с вышеизложенного, в связи с установлением фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта, в дальнейшем не позволяющих продолжить его исполнение, Администрация Надымского района принила решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.02.2023 N 01903000012230000110001.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 09.11.2023 NЕГ/3364/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-847/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, Между Администрацией Надымского района и ИП Любчиком Анатолием Васильевичем 17 февраля 2023 года был заключен муниципальный контракта N01903000012230000110001 на "Выполнение работ по оцифровке архивных документов и внесению данных в Государственную информационную систему "Электронный архив Ямало-Ненецкого автономного округа".
На 18.09.2023 года Подрядчиком выполнено и сдано, а Заказчиком принято и оплачено работ на сумму 273 115 (двести семьдесят три тысячи сто пятнадцать) рублей 83 копейки.
Заявлением от 18.09.2023 года Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности в дальнейшем исполнить свои условия по контракту в связи с призывом Подрядчика в ряды вооруженных сил РФ в порядке мобилизации и предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Подрядчик отмечает, что Контракт частично исполнен без применения штрафных санкций.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.7.3. Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.02.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 01903000012230000110001 (далее - Контракт).
24.10.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 07.11.2023.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, дата расторжения контракта 07.11.2023.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с установлением фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта, указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Согласно 10.2. Контракта к обстоятельствам непреодолимой силы относятся: объявленная или фактическая война, гражданские беспорядки, мятежи, эпидемии, блокада, эмбарго, природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, оползни, ураганы, снежные заносы и т.п.), пожары, аварии, а также издание нормативных актов запрещающего или ограничивающего характера. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся: преступления, т.е. противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом, такие как кража, грабеж, разбой, террористический акт и т.п., в связи с отсутствием неотвратимого характера данных чрезвычайных событий.
Согласно 10.4. Контракта сторона, которая не исполняет своего обязательства вследствие действия непреодолимой силы, должна в течение 3 (трех) дней с момента наступления данных обстоятельств, известить другую сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств. Если эта сторона не сообщит о наступлении обстоятельства непреодолимой силы, она лишается права ссылаться на него, разве что само такое обстоятельство препятствовало отправлению такого сообщения.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности в дальнейшем исполнить свои условия по контракту в связи с призывом в ряды вооруженных сил РФ в порядке мобилизации.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Любчик А.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Любчик А.В., представленную Администрацией Надымского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01903000012230000110001 от 17.02.2023 на выполнение работ по оцифровке архивных документов и внесению данных в Государственную информационную систему "Электронный архив Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта - 498 401,40 рублей, (извещение N 0190300001223000011), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 ноября 2023 г. N 089/10/104-847/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023