Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности,
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Доступная среда" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку устройства для зуммирования и воспроизведения отображения рассматриваемого объекта, начальная (максимальная) цена контракта - 718 173,34 рублей (извещение N 0190300001323001134) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте 03.11.2023;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 08.11.2023;
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.11.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя, удовлетворяет заявленным требованиям, что противоречит п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В своих возражениях Заказчик не согласился с доводами жалобы, считает, что действовал правомерно. Описание объекта закупки было произведено исключительно в соответствии требованиями, установленными позицией КТРУ 28.99.39.190-00000284 "Видеоувеличитель".
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Требования к извещению об осуществлении закупки установлены ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, объектом закупки является Устройство для зуммирования и воспроизведения отображения рассматриваемого объекта.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
Также Комиссия установила, что характеристики товара составлены в полном соответствии с требованиями позиции КТРУ 28.99.39.190-00000284 "Видеоувеличитель", без указания каких-либо дополнительных характеристик.
Заявителем не доказан тот факт, что требования к товару, включенные в извещение являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Косвенным подтверждением данного вывода является факт наличия трех коммерческих предложений о поставке товара соответствующего характеристикам закупаемого товара, а так же то, что при определении поставщика, на участие в закупке подано 2 заявки, две из которых соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
Изучив поданные заявки участников Комиссия установила, что данные участники предложили товар различных производителей, произведенный в Китае и Канаде. Следовательно, товары как минимум двух производителей соответствуют требованиям, установленным извещением, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при формировании закупки.
Комиссия отмечает, что любой участник закупки может предложить к поставке товар собственного производства либо купить такой товар у иных производителей.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Комиссия не может принять во внимание довод Заявителя о том, что им проведен достоверный и полный анализ рынка производителей товаров необходимых к поставке Заказчику, в виду того, что такой анализ Заявителем проведен с использованием открытых источников и в порядке определенном самим Заявителем, тогда как для проведения полного, объективного и всестороннего анализа такого рынка, который мог бы служить достоверно приведенной информацией и принят Комиссией при рассмотрении жалобы, установлен определенный порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, который утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 и который в виду особенностей своего проведения содержит обязательные для изучения аспекты.
Доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Также следует отметить, что Комиссией учтена правовая позиция, изложенная Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям заказчика.
Тот факт, что участник закупки не может предложить к поставке желаемое оборудование, не является ограничением конкуренции. При установлении признаков ограничения прав участников закупки имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующие товары, а возможность участников закупки осуществить поставку соответствующего товара в принципе.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Доступная среда" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку устройства для зуммирования и воспроизведения отображения рассматриваемого объекта, начальная (максимальная) цена контракта - 718 173,34 рублей (извещение N 0190300001323001134), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 ноября 2023 г. N 089/06/50-850/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023