Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.11.2023 N 254/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Развитие медицины" (далее - Комиссия), при участии представителя заказчика - Министерства здравоохранения Белгородской области, уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, заявителя - ООО "Развитие медицины", слушателя, рассмотрев материалы дела N 031/06/106-749/2023 по жалобе ООО "Развитие медицины" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (закупка N0826500000923007871) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Развитие медицины" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что в ЕИС размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона.
Заявитель считает, что извещение об осуществлении закупки составлено с нарушениями Закона о контрактной системе, влекущими ограничение количества участников закупки, так как требования, предъявляемые заказчиком к подлежащему к поставке товару, ориентированы на конкретного поставщика и производителя, а именно на АО "НПО "Сканер".
Согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" к приложению об осуществлении Электронного аукциона Заказчику необходим Карандашный датчик.
В Реестре радиоэлектронной продукции, помимо ультразвуковых аппаратов производства АО "НПО "Сканер", содержится информация об ультразвуковых аппаратах, производимых АО "НИПК "Электрон". Вместе с тем, требование о наличии карандашного датчика ограничивает возможность поставки аппаратов УЗИ производства АО "НИПК "Электрон".
Заказчик - Министерство здравоохранения Белгородской области, уполномоченное учреждение - МКУ "Центр закупок" с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "Развитие медицины", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Развитие медицины", возражения заказчика, уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31.10.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 808 331,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Развитие медицины" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки, в том числе должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, согласно статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом при описании объекта закупки заказчики должны таким образом установить требования к закупаемому товару, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки.
Согласно извещению об осуществлении закупки, требуемому к поставке товару соответствует код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036.
Извещение содержит ограничение допуска и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878) и с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приложением к Постановлению N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный Перечень, в том числе включена позиция, отвечающая предмету закупки: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Заказчиком применена соответствующая объекту закупки позиция каталога: 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети".
Таким образом, заказчик правомерно установил ограничение и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик применил КТРУ 26.60.12.132-00000036, в котором установлены характеристики, в том числе: датчик Карандашный с частотой 1,9 - 2 МГц.
Из пояснений заказчика следует, что показатели сформированы на основании потребностей заказчика в соответствующих товарах с учетом анализа рынка медицинских изделий, которые удовлетворяют требованиям качества и безопасности запрашиваемой продукции, предъявляемым к клинической деятельности заказчика для оказания медицинской помощи, в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере закупок, а также с учетом Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, а также предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий, что согласуется с действующим законодательством РФ.
Эффективность врачебной деятельности определяет точный, достоверный диагноз. В связи с этим клинический диагноз не может быть только перечнем выявленных у больного нозологических единиц, осложнений, симптомов, а должен наиболее полно отражать все патологические изменения и после прочтения диагноза должна быть четко ясна суть болезненного состояния.
Характеристики аппаратов ультразвукового сканирования, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.
Ультразвуковой датчик карандашный необходим заказчику в соответствии с потребностями лечебного учреждения и также не противоречит нормам нормативно-правовых актов, поскольку многие ультразвуковые системы оснащаются подобным датчиком.
Карандашный датчик необходим для регистрации высокоскоростных потоков крови при исследованиях в кардиологии и ангиологии. Он обладает большей чувствительностью для регистрации пороков развития клапанов сердца и нарушений физиологичности кровотока (для определения скоростей регургитации), а также для транскраниальных исследований для четкой оценки скорости кровотока в передней и задней ветвях мозговых артерий, таким образом, фазированные датчики не отвечают требованиям диагностического процесса по сравнению с карандашными датчиками.
Принципиальное значение наличие карандашного датчика имеет для исследований сосудов у пациентов с плохим акустическим окном.
Таким образом, при подготовке описания объекта закупки заказчик с учетом своей потребности, установил характеристики товара в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036. В отношении кода 26.60.12.132-00000036 в Каталоге установлены характеристики товара в том числе, характеристика "Конфигурация датчика" со значением "Карандашный с частотой 1,9 - 2 МГц".
Кроме того, заказчик при описании объекта закупки использовал только характеристики указанные в КТРУ 26.60.12.132-00000036.
Требования к поставляемому товару, установленные в извещении об осуществлении закупки, обусловлены объективными потребностями заказчика, являются значимыми при оказании диагностической медицинской помощи населению в рамках реализации Федеральной программы "модернизация первичного звена в здравоохранении" и соответствуют медицинским изделиям не менее чем двух производителей (АО "НПО "Сканер" и "Самсунг Медисон КО. Лтд"), что подтверждают предоставленные заказчику коммерческие предложения в ответ на запрос ценовой информации, размещенный в ЕИС (копии представлены в материалы дела).
Заказчик также представил в материалы дела сравнительную таблицу двух производителей систем ультразвуковых (соответствующих потребностям заказчика), содержащую информацию из инструкций и паспортов оборудования ранее закупленного для нужд Белгородской области, а также официальных источников.
С учетом вышеизложенного, а также имеющихся в деле доказательств. Комиссия не находит оснований для признания обоснованными доводов жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Развитие медицины" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 10 ноября 2023 г. N 031/06/106-749/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023