Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.11.2023 N 255/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Гумерова Р.Ф. (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода": (по доверенности от 24.10.2023 N 120), (по доверенности от 10.11.2023 N 133), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок" (по доверенности от 09.03.2023 N ЦЗ 1-06-194), управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, заявителя - ИП Гумерова Р.Ф. (по доверенности от 09.10.2023, N 26), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-750/2023 по жалобе ИП Гумерова Р.Ф. на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий - Светильник операционный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923007911) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Гумерова Р.Ф. (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что при проведении Электронного аукциона Заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, приведшие к существенному ограничению количества потенциальных участников закупки и ограничению конкуренцию. А именно:
1. Заказчиком не применена соответствующая позиция КТРУ в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
2. Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления параметров в описании объекта закупки, указывающие на конкретную конструкцию "формы блоков", а также отсутствует обоснование необходимости использования характеристик поставляемого товара. А также Заказчиком включены в описание объекта закупки ограничивающие параметры "Беспроводной пульт управления светильником", "Встроенный пульт управления", "Функциональные особенности встроенного пульта", позволяющие поставить продукцию конкретного производителя, а именно ЗАО "Завод ЭМА".
Заказчик - ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" и уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ИП Гумерова Р.Ф., с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ИП Гумерова Р.Ф., считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Гумерова Р.Ф., возражения заказчика, уполномоченного учреждения, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 31.10.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Светильник операционный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 600 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Гумерова Р.Ф. контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением N 145.
В соответствии с пунктом 3 Правил использования КТРУ Заказчик вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. Во всех остальных случаях, использование информации, содержащейся в соответствующей позиции КТРУ является правом, а не обязанностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика отметил, что позиция КТРУ 32.50.50.190-00002657 не применялась в указанной закупке, так как обязательное применение данной позиции КТРУ осуществляется с 09.11.2023.
При указанных обстоятельствах, у Заказчика на момент проведения спорной закупки отсутствовала обязанность применения такой позиции в силу пункта 3 Правил использования КТРУ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод подателя жалобы в указанной части не нашел своего подтверждения.
2. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
В ходе заседания Комиссии, представители заказчика указали, что в рамках описания объекта закупки заказчиком применен код ОКПД2 - 32.50.50.190 - изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки. Также, представитель Заказчика отметил, что технические характеристики, указанные в извещении о проведении Электронного аукциона указаны исходя из специфики деятельности и для обеспечения клинической потребности Заказчика. Кроме того, формирование описания объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при его эксплуатации, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Вместе с тем, заявитель полагает, что Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями других производителей. Так, ограничивающими параметром при описании товара "Светильник операционный" являются следующие требования: "Форма блоков освещения -7- лепестковая или крестообразная", "Центральная освещенность каждого блока 160 000 люкс", "Цветовая температура, не менее 4500".
На заседании Комиссии представитель заказчика отметил, что все технические характеристики, установленные в извещении о проведении Электронного аукциона, являются значимыми для медицинского учреждения. Так, при определении характеристики "Форма блоков освещения -7- лепестковая или крестообразная", Заказчик исходил из имеющегося опыта работы с операционными светильниками, уже имеющимся у Заказчика, а также специфики помещения для проведения операций.
Также представитель Заказчика сообщил, что с учетом того, что большая часть операций в операционной, где будет устанавливаться указанный светильник проводится по профилю нейрохирургия, установка светильника с подобной формой позволит обеспечить эргономичность конструкции, возможность работы в большем диапазоне плоскостей, возможность обеспечения беспрепятственного перемещения хирургических бригад вокруг операционного стола в случае проведения сочетанной операции.
Кроме того, в части установления в описании объекта закупки параметра "Центральная освещенность каждого блока 160 000 люкс" определено прежде всего потребностью Заказчика. Операционные светильники в зависимости от освещенности могут быть предназначены для проведения операций различной сложности. Значение освещенности не менее 160 клк необходимо для проведения операций именно высокой сложности. ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" является многопрофильным медицинским учреждением в котором оказывается медицинская помощь по различным хирургическим профилям. В операционной, для оснащения которой приобретается светильник преимущественно проводятся операции нейрохирургического профиля, что относится к операциям высокой сложности.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указал, что требования, установленные к показателю "Цветовая температура, не менее 4500" обоснованы спецификой спектра цветовых температур. Так, свет в диапазоне от 4500 до 5300 К - это белый свет с холодным оттенком, дающий меньше блика, в результате чего мелкие объекты более заметны, а оттенки тканей максимально соответствуют действительности.
Следует отметить, что действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Из пояснений заказчика следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик применил метод, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, то есть метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и установил начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупке.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик использовал общедоступную информацию о рыночных ценах товаров.
Так, в результате направления запроса цен товаров в адрес заказчика поступили 3 ценовых предложения на поставку идентичных товаров, планируемых к закупке, согласно которых к поставке представлены оборудование не менее двух производителей (копии запросов и коммерческих предложений представлены в материалы дела).
В соответствии с представленными коммерческими предложениями соответствует потребности Заказчика товар следующих производителей: Светильники хирургические настенные и потолочные "Эмалед" по ТУ 9452-013-46655261-2009, производитель ЗАО "Завод ЭМА", ФСР 2010/07446 от 28.09.2020 и Светильник хирургический светодиодный HyLED, с принадлежностями, производитель "Нанджин Миндрей Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд", ФСЗ 2011/09844 от 01.03.2017.
Таким образом, как минимум два производителя выпускают оборудование, соответствующее установленным Заказчиком требованиям.
Комиссия отмечает, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком его прав и законных интересов, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы заявителя о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Гумерова Р.Ф. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 ноября 2023 г. N 031/06/106-750/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023