Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика Тобольская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на наборы базовые для внутривенных вливаний (реестровый номер закупки 0367100020423000058).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ИВ/6806/23 от 09.11.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 09.11.2023, 15 часов 00 минут.
Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: Тобольская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее также - заказчик), И. по доверенности N 2 от 17.08.2023,
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 08.11.2023 (вх.N 10992-ЭП/23) поступило обращение заказчика в лице Тобольской больницы ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" в котором указывается на признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Заказчик в поступившем обращении указывает, что комиссией по осуществлению закупок ошибочно не были учтены требования Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, поскольку комиссией по осуществлению закупок победителем ошибочно признана заявка с предложением к поставке иностранного товара (Германия), в то время, как на участие в закупке подано две заявки удовлетворяющих требованиям извещения о закупке, содержали предложение о поставке товара страной происхождения которого является страна входящая в Евразийский экономический союз, не содержат предложения о поставке одного и того же медицинского изделия одного производителя, либо производителей входящих в одну группу. В данном случае срабатывает правило "третий лишний", то есть заявки с иностранным товаром должны отклоняться, что не было учтено комиссией по осуществлению закупок заказчика.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на наборы базовые для внутривенных вливаний, с начальной (максимальной) ценой контракта 350 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 24.10.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100020423000058
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в том числе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0367100020423000058 от 03.11.2023 заявка с идентификационным номером 1, с предложением по цене контракта 197 750,00 рублей соответствует требованиям извещения о проведении закупки, и участник подавший такую заявку, признан победителем.
Заказчик в заседании Комиссии Тюменского УФАС России пояснил, что при решении вопроса о признании победителем закупки участника с идентификационным номером 1 руководствовался исключительно требованиями приказа Министерства финансов РФ N 126н от 04.06.2018.
Закупаемый заказчиком товар с кодом ОКПД 2 - 32.50.50.000 "Набор базовый для внутривенных вливаний" включен в позицию N 261 приложения N 1, позицию N 63 приложения N 2 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н (а именно, в общую группировку кода ОКПД 2 - 32.5 "Инструменты и оборудование медицинские"), а также в позицию 1.2 перечня N 2 "Устройства для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей (ПК)" содержащейся в Перечне медицинских изделий одноразового применения (испрользования) из поливинилхлоридных платисков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
1) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ N 126н от 04.06.2018;
2) Ограничения и условия допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок
Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (исх.N ИВ/6806/23 от 09.11.2023) с требованием предоставить в электронном виде все заявки, поступившие на участие закупке. На указанный запрос оператором электронной площадки представлены все заявки, поступившие на участие в закупке которые приобщены к материалам дела.
Так, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения заявок участников закупки установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 10 заявок, при этом, заявки участников ООО "Альхон", ООО "Русмедпром" удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки, содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
В этой связи, заявки ООО "Альхон", ООО "Русмедпром" должны были быть допущены к участию в рассматриваемой закупке, а заявки с предложением товаров иностранного производства должны быть отклонены комиссией по осуществлению закупок по правилу "третий лишний", чего комиссией по осуществлению закупок заказчика выполнено не было, что указывает на нарушение комиссией по осуществлению закупок требований части 3 статьи 14, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об отмене (аннулировании) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что факт существенного нарушения законодательства о контрактной системе подтвержден, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки.
Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком в лице Тобольская больница ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на наборы базовые для внутривенных вливаний (реестровый номер закупки 0367100020423000058) установлено нарушение Закона о контрактной системе.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика в лице ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" нарушившим требования части 3 статьи 14, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 ноября 2023 г. N 37-ВП/2023 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - комиссия по осуществлению закупок - товар. работа. услуга. - оператор электронных площадок - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023