Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при отсутствии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "МОМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее также - ГБУ РС (Я) "МОМСКАЯ ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): ... (представитель по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Сандрос Инны Витальевны (далее - ИП Сандрос И.В., заявитель): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Сандрос И.В. на действия (бездействие) комиссии ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров (сплит-систем) с монтажом для оснащения объекта "Больничный комплекс на 22 койки с поликлиникой на 104 посещения в смену в с. Хонуу Момского района" (извещение N 0816500000623018835), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Сандрос И.В. на действия заказчика и комиссии уполномоченного учреждения.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Сандрос И.В. пояснил, что заказчик неправомерно снизил цену контракта в соответствии с Приказом N126н, поскольку товар, закупаемый заказчиком не может иметь российское происхождение. Следовательно, комиссия уполномоченного учреждения неправомерно не отклонила заявку участника, предоставившего недостоверные сведения в заявке относительно страны происхождения товара.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика следует, что полномочия по рассмотрению заявок на участие участников запроса котировок в электронной форме возложены на Комиссию по осуществлению закупок ГКУ РС(Я) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)".
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623018835 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 23.10.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 591 484,04 рублей;
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям Извещения об осуществлении закупки.
В целях полного и всестороннего изучения дела, а также для возможности предоставления заявителем дополнительных доказательств по делу, заседание Комиссии, назначенное на 13 ноября 2023 года в 12 часов 00 минут отложено на 13 ноября 2023 года 16 часов 30 минут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Сандрос И.В. необоснованной на основании следующего.
Согласно протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме N0816500000623018835 от 02.11.2023 заявке ИП Сандрос И.В., с идентификационным номером 2 и предложением о цене контракта 589 400,00 руб., присвоен второй порядковый номер, в то время как заявке ИП Никифорова С.В., с идентификационным номером 1 и предложением о цене контракта 590 333,33 руб., присвоен первый порядковый номер, ввиду чего ИП Никифоров С.В. признан победителем закупочной процедуры.
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании решения, предусмотренного пп."а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные п. 3 или 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе принят приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что, согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме на закупку установлены условия допуска товаров в соответствии с приказом N 126н.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа N 126н при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
Согласно пункту 1.6 приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное требование установлено в подпункте 5 пункта 1.2.1 приложения N 3 к извещению:
"1.2.1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части информации и документов об участнике закупки должна содержать:
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений следует, что участником закупки, занявшим первое место ИП Никифоровым С.В., в заявке продекларирована страна происхождения предлагаемых им товаров - Российская Федерация. При этом, заявка участника, занявшего второе место ИП Сандрос И.В., содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Заявка ИП Никифорова С.В. выглядит следующим образом:
Заявка ИП Сандрос И.В.:
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что при определении порядкового номера заявок участников закупки, комиссия по осуществлению закупок правомерно руководствовалась, в том числе, пунктом 1.2 Приказа N 126н.
Вместе с этим, с учетом понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 1.2 Приказа N 126н, предложение о цене контракта ИП Никифорова С.В. является наименьшим, ввиду чего данной заявке правомерно присвоен первый порядковый номер.
При этом, контракт с победителем электронного аукциона ИП Никифоровым С.В. будет заключен по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме на основании п. 1.2 приказа N126н.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Отклонение в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе возможно в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке и наличия у комиссии по осуществлению закупок доказательств, подтверждающих, что участник предоставил недостоверную информацию.
В положениях Закона о контрактной отсутствует обязанность по проверке на недостоверность сведений, указанных в заявке участника закупки ввиду короткого срока рассмотрения заявок участников закупки. Для признания недостоверным сведений или документов, приложенных к заявке участника закупки, нужно иметь в наличии оригинал юридически значимого документа, либо информацию с официального государственного реестра, признанного таковым нормативным правовым актом, с подтверждением соотнесения указанного документа или сведений к предлагаемому участников закупки товару.
В рассматриваемом случае у комиссии по осуществлению закупок не было доказательств того, что в заявке ИП Никифорова С.В. указана недостоверная информация. Согласно извещению, предоставление участниками документов к предлагаемым товарам не установлено:
3.1. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге и перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги установленным требованиям |
Не установлено |
Таким образом, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовала обязанность проверки приложенных к заявкам участников дополнительных документов, не подлежащих в рассматриваемом случае обязательному представлению. Данная правовая позиция выражена в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.02.2023 по делу N А58-9805/2022 и определении Верховного суда РФ от 16.12.2016 N 306-КГ16-17571 по делу NА57-21662/2015.
В соответствии с частью 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Соответственно, при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлена и не доказана лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.
Вышеуказанное подтверждает постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2023 N Ф04-1454/23 по делу N А45-27627/2022, в котором указано следующее: "То обстоятельство, что указанный производитель не может подтвердить возможность использования со своим оборудованием медицинских изделий иных производителей по причине непроведения им соответствующих экспертиз, не опровергает наличие такой возможности у иного производителя в процессе государственной регистрации своего медицинского изделия".
В письме Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-06/73031 "О рассмотрении обращения" указано, что приказом N 126н не установлены требования о представлении какого-либо документа в качестве подтверждения страны происхождения товара. Таким образом, в случае декларирования победителем в заявке, что страной происхождения предлагаемого товара является государство - член Евразийского экономического союза, то такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров российского происхождения.
Указанную позицию также поддерживают суды, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.11.2021 NФ02-6093/21 по делу NА33-5691/2021. Также, решением Верховного Суда РФ от 07.09.2022 N АКПИ22-624, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.12.2022 NАПЛ22-518, пункт 1.6 признан не противоречащим действующему законодательству в части возможности снижения цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при поставке радиоэлектронной продукции, если единственным подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
С учетом вышеизложенного, комиссия по осуществлению закупок правомерно подвела итоги по оспариваемой закупке: при наличии декларации о поставке товара российского происхождения в заявке ИП Никифорова С.В. у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания в соответствии с приказом N 126н для отстранения участника в связи с предоставлением недостоверных сведений.
Комиссия Якутского УФАС России в части подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и признания победителем обжалуемой закупки нарушений не выявила.
Жалоба ИП Сандрос И.В. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ИП Сандрос И.В. на действия (бездействие) комиссии ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров (сплит-систем) с монтажом для оснащения объекта "Больничный комплекс на 22 койки с поликлиникой на 104 посещения в смену в с. Хонуу Момского района" (извещение N 0816500000623018835) необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 ноября 2023 г. N 014/06/50-1647/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023