Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13073-ИП/23 от 02.11.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технической поддержке и сопровождению аппаратно-программного комплекса адаптированной системы управления очередью ГБУ ЛО "МФЦ".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 183 663,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам закупаемых услуг, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Рассмотрев доводы жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), Комиссия установила следующие обстоятельства.
Объектом рассматриваемой закупки является: "Оказание услуг по технической поддержке и сопровождению аппаратно-программного комплекса адаптированной системы управления очередью ГБУ ЛО "МФЦ".
Согласно извещению Заказчиком установлен следующий код ОКПД2 - 62.02.30.000 "Услуги по технической поддержке информационных технологий".
В доводах жалобы Заявитель оспаривает следующее требование, содержащееся в проекте контракта:
"3.3. Заказчик вправе:
11) запросить у Исполнителя информацию, подтверждающую, что работники Исполнителя, оказывающие услуги, имеют право осуществлять обслуживание оборудования и программного обеспечения QMATIC, перечисленного в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки, путем предоставления заверенных копий соответствующих свидетельств и/или сертификатов, выданных компанией производителем и/или организацией, уполномоченной компанией производителем на выдачу таких документов и соглашения с Q-MATIC AB о техническом обслуживании и неограниченной поддержке АПК СУО Заказчика, заключенного на весь период оказания услуг настоящего Контракта. Документальное подтверждение предоставляется Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты запроса".
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно устанавливает наличия у исполнителя свидетельств и/или сертификатов.
По мнению Комиссии, установленное право Заказчика, указанное в пп. 11 п. 3.3 Проекта контракта, не противоречит нормам статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "е" п. 8 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", сектор информирования и ожидания должна включать в себя электронную систему управления очередью, предназначенную для: регистрации заявителя в очереди; учета заявителей в очереди, управления отдельными очередями в зависимости от видов услуг; отображения статуса очереди; автоматического перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему работнику многофункционального центра; формирования отчетов о посещаемости многофункционального центра, количестве заявителей, очередях, среднем времени ожидания (обслуживания) и о загруженности работников.
Раздел XV приказа Минэкономразвития России от 27.12.2016 N 844 "Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг" регламентирует порядок реализация систем управления электронной очередью.
Руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами, ранее Заказчиком был приобретен комплекс контроля и сопровождения массового обслуживания Q-matic (гражданско-правовой договор N 7 от 10.10.2013, контракт N 30/93101 от 03.09.2014, контракт N 276 от 25.11.2015 и др.).
В настоящем случае, закупка организована на оказание услуг по технической поддержке и сопровождению аппаратно-программного комплекса адаптированной системы управления очередью как раз на основе ранее закупленного оборудования Q-matic.
В соответствии с ч.2. ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Заказчиком в документации о закупке установлено наименование производителя электронной системы управления очередью, подлежащей обслуживанию.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссия принимая во внимание пояснения Заказчка, что система управления электронной очереди (далее - СУЭО) Q-matic интегрирована с АИС МФЦ (автоматизированная информационная система обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинградской области) с целью обеспечения передачи данных в ФГИС МДМ (Федеральную государственную информационную систему мониторинга деятельности МФЦ) в соответствии с пп.Г(1) п.21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", а также с аналитической системой ГБУ ЛО "МФЦ", содержащей информацию обо всех показателях, характеризующих деятельность подразделений ГБУ ЛО "МФЦ". Дополнительно в СУЭО Q-matic разработан функционал предварительной записи в подразделения ГБУ ЛО "МФЦ", интегрированный с официальным сайтом ГБУ ЛО "МФЦ", региональным порталом государственных и муниципальных услуг Ленинградской области, порталом государственных услуг Российской Федерации.
Таким образом, возможность проверки того, что при оказании услуг исполнитель необходимо обладает соответствующей квалификацией для работы с оборудованием Заказчика, которая подтверждается наличием свидетельств и/или сертификатов, не является ограничением конкуренции, учитывая то, что неквалифицированные специалисты, ранее не работающие с оборудованием Q-matic фактически могут поставить под угрозу срыва работу автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров.
Доводы Участника о том, что компания Q-matic отказала ему быть представителем на территории РФ (что подтверждается некими скриншотами с электронной почты), не может быть принят во внимание.
Во-первых, переписка осуществлялась не в официальной форме, то есть без соответствующих бланков и подписей.
Во-вторых, проект контракта предусматривает победителю возможность привлечения соисполнителя, а сертификаты могут быть выданы как компанией производителем так и организацией, уполномоченной компанией производителем на такие действия, при этом в материалы дела представлен список таких компаний, работающих на территории РФ, доказательств невозможности обращения к ним с получением отказов, податель жалобы не представил.
Кроме того, Комиссия установило, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в закупке подано 8 заявок, что свидетельствует о том, требования, установленные Заказчиком не приводят к ограничению потенциальных участников закупки и пришла к выводу, что в указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Также Комиссия отмечает, согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, в части того что условия описания объекта закупки и проекта контракта, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, а доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интерактивные технологии" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 ноября 2023 г. N 047/06/42-3620/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023