Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Специализированной организации - ГБУ ЛО "Фонд имущества Ленинградской области":
от Заявителя - ИП Сидоренко И.П.:
в отсутствие представителей от Заказчика, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13206-ИП/23 от 07.11.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 03.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 705 559,14 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В отношении доводов жалобы, поданной в Ленинградское УФАС, Комиссия сообщает следующее.
По доводу N1.
Заявитель считает, что Заказчиком некорректно включен в один лот несколько маршрутов, без учета требований, изложенных в письме ФАС России от 02.10.2020 NИА/85875/20, что ограничивает конкуренцию и нарушает Закон о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель не учел, что согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
Объект закупки конкурса: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области".
Реестр маршрутов включает в себя:
N маршрута |
Начальный остановочный п нкт |
Конечный остановочный пункт |
1 |
ЛМУПАП |
СЖ Колледж |
З |
Рынок "Шапито" |
ЦРБ |
12 |
ЦАОК |
оз. Толони |
150 |
АВ |
оз. Толони |
150а |
АВ |
оз. Толони- РБ |
124 |
Луга |
Ручьи |
127 |
Луга |
Б. Озерцы |
130 |
Луга |
Конезерье |
131 |
Луга |
п. им.Дзержинского |
132 |
Луга |
Невежицы |
132а |
Луга |
Скреблово |
138а |
Луга |
Скреблово - Кр.Вал |
1386 |
Луга |
Кр. Вал - Скреблово - Луга |
147 |
Луга |
Югостицы |
151 |
Луга |
Калгановка |
157 |
Луга |
Межозерный |
163 |
Луга |
Заорешье |
Из пояснений представителя Специализированной организации следует что, представленные выше маршруты позволяют обеспечить автобусное сообщение между г. Луга и близлежащими населенными пунктами, средняя протяженность всех маршрутов составляет около 44 км. С учетом анализа пассажиропотока Заказчик указывает, что в обоих лотах нагрузка на транспортную инфраструктуру Подрядчика является схожей, при этом для выполнения более коротких рейсов по лоту, соответствующему извещению N0145300016523000069, Подрядчику необходимо иметь большее количество транспортных средств, что и является причиной разницы начальных (максимальных) цен контрактов.
Дополнительно представитель Специализированной организации указал на то, что все маршруты муниципального образования разбиты на лоты с учетом реальных данных о количестве перевезенных пассажиров, необходимом количестве транспортных средств и нагрузке на используемые мощности.
Комиссия поддерживает позицию Заказчика и Специализированной организации исходя из того, что им в Извещении установлены требования с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
То есть, Заказчик вправе определить такие требования, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Более того, письмо ФАС России в письме от 02.10.2020 N ИА/85875/20 указывает на возможность того, что территориальный орган ФАС России на основе имеющихся сведений о состоянии конкуренции на соответствующем товарном рынке вправе не признавать нарушением формирование заказчиком при проведении торгов на организацию регулярных перевозок меньшего количества лотов, чем указано в разделах I, II настоящего разъяснения, при условии достаточности количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов. При этом неизменными должны оставаться условия о сроках исполнения обязательств по контракту, максимальном размере обеспечения исполнения контракта, предоставляемого лицом, с которым заключается контракт.
Также в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2022 N Ф04-6896/2021 по делу N А27-25457/2020 отмечено, что: "Условия конкурсной документации, касающиеся определения объекта закупки, его объективным характеристикам сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если антимонопольный орган не докажет, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту и фактически исключает возможность участия в конкурсе какого-либо иного лица.
При этом суды исходили из того, что письмо Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) от 02.10.2020 N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ" носит рекомендательный характер, не является обязательным для применения; законодательством Российской Федерации не установлено прямых критериев определения технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг".
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования Извещения объединением маршрутов таким образом, что оно препятствует участию или заполнению заявки.
В свою очередь, объединение лотов создает дополнительные гарантии того, что победителем конкурса будут обслуживаться все маршруты, вошедшие в лот, независимо от их экономических и технических характеристик, в то время как формирование лотов по принципу "один лот равен одному маршруту" не дает такой гарантии, поскольку обслуживание только одного маршрута в случае уменьшения платы, поступающей от пассажиров ниже показателя, заложенного в расчете стоимости перевозок, может привести к полной невозможности обслуживания маршрута, как следствие, к неисполнению органом местного самоуправления и соответствующими организациями обязанностей по обеспечению бесперебойного движения маршрутных транспортных средств и организации перевозок населения в пределах городского округа.
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчиком сформирован лот таким образом, чтобы конкурс состоялся по каждому из указанных маршрутов, и предполагал возможность извлечения прибыли, отвечающей цели предпринимательской деятельности (статья 2 ГК РФ), с минимально возможными ее обременениями, не создавая необоснованных препятствий и не предоставляя неоправданных преимуществ никому из претендентов при проведении конкурса.
В отношении доводов N2 и N5.
Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования об электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе в части критериев.
Порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в рамках детализирующего показателя оценки "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ" предусмотрены следующие положения:
"Шкала оценки:
100 баллов - начисляется заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки;
0 баллов - начисляется заявке в случае отсутствия характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" применяется детализирующий показатель "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ", предусматривающий оценку характеристики "организационные и конкурентные преимущества", со следующим перечнем свойств: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении исполнения сопутствующих работ (услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ, применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 3). В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении подвида выполнения работ (оказания услуг). В рамках свойства 2 указывается порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) перед началом выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата, порядок исполнения эпидемиологических требований при выполнении работ (оказания услуг), порядок подготовки места хранения транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), в целях обеспечения возможности эксплуатации таких транспортных средств с указанием, в том числе, на порядок подготовки, доставки и хранения требуемых для достижения результата оборудования, инструментов, инвентаря; совокупность мер, направленную на предотвращение привлекаемыми трудовыми ресурсами нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемое, в том числе, посредством проведения инструктажей; порядок выполнения привлекаемыми трудовыми ресурсами при выполнении работ (оказании услуг) обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником. В рамках свойства N 3 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего подвида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата с указанием, в том числе, на виды (способы/методы), порядок (программу, план) и периодичность осуществления контроля вида (способа/метода) проведения контроля качества, сроки устранения выявленных недостатков, вид (виды) ответственности при выявлении недостатков, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их повторного возникновения. Оценка установленной характеристики в соответствии с установленной шкалой оценки по показателю оценки производится исходя из наличия или отсутствия определенных свойств в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по детализирующему показателю, умноженного на значимость детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Оценка заявок по показателю осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки. Под наличием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг). Под отсутствием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) или несоответствие такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ требованиям извещения о проведении закупки, требованиям действующего законодательства РФ. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ готовится участником закупки с учетом его технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. При оценке заявок по детализирующему показателю оценки не производится переоценка предложения, сравнение его с предложениями иных участников закупки, баллы начисляются за фактическое представление или непредставление предложения в отношении показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" вне зависимости от степени детализации представленных сведений. Участник закупки вправе в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ представить информацию о том, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами. В случае, если участником конкурса в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ указывается, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником закупки не делается предложение в отношении установленного в извещении перечня свойств по видам, подвидам (при наличии) выполнения работ (оказания услуг), то соответствующее предложение признается не представленным участником закупки. Непредставление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ, соответствующего требованиям настоящего извещения о проведении закупки, трактуется как отсутствие характеристики объекта закупки. Предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается представленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) содержит предложение в отношении всех подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), установленных в извещении о проведении закупки, и предложение в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг) представлено в полном объеме*(1). Предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается непредставленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) не содержит предложения в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), и/или описание хотя бы одного подвида выполнения работ (оказания услуг) представлено не в полном объеме*(2). Описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении каждого свойства по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" по всем видам выполнения работ (оказания услуг), предлагаемое участником закупки в составе заявки не должно противоречить извещению о закупке, должно быть представлено в отношении перечня свойств, которые должны соответствовать требованию взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу с учетом необходимости достижения требуемого результата при выполнении работ (оказании услуг). В случае указания на какой-либо нормативно-правовой акт, участнику следует указать реквизиты такого нормативно-правового акта (номер (при наличии), дату принятия, наименование документа (при наличии). При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) по всем видам выполнения работ (оказания услуг) от участника закупки не требуется повторять требования извещения о закупке, и/или положения нормативной документации, предполагается представление предложения в отношении качественных характеристик объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Из указанного в Извещении порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что в рамках детализирующего показателя "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ" участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов.
Комиссия установила, Заказчик для оценки заявок по показателю детализирующему показателю "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ", предусматривающий оценку характеристики "организационные и конкурентные преимущества", со следующим перечнем свойств: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении исполнения сопутствующих работ (услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ, применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 3)".
При этом согласно порядку рассмотрения оценок, в рамках вышеуказанных оцениваемых свойств, Заказчик также требует предоставить следующие сведения:
"В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении подвида выполнения работ (оказания услуг).
В рамках свойства 2 указывается порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) перед началом выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата, порядок исполнения эпидемиологических требований при выполнении работ (оказания услуг), порядок подготовки места хранения транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), в целях обеспечения возможности эксплуатации таких транспортных средств с указанием, в том числе, на порядок подготовки, доставки и хранения требуемых для достижения результата оборудования, инструментов, инвентаря; совокупность мер, направленную на предотвращение привлекаемыми трудовыми ресурсами нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемое, в том числе, посредством проведения инструктажей; порядок выполнения привлекаемыми трудовыми ресурсами при выполнении работ (оказании услуг) обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником.
В рамках свойства N 3 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего подвида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области результата с указанием, в том числе, на виды (способы/методы), порядок (программу, план) и периодичность осуществления контроля вида (способа/метода) проведения контроля качества, сроки устранения выявленных недостатков, вид (виды) ответственности при выявлении недостатков, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их повторного возникновения".
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (указать комплекс действий (мер), комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом), для получения максимального количества баллов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 Положения поскольку само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает такой качественной характеристикой, что не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что описания условия исполнения контракта в соответствии со всеми требованиями о том, как будут оказываться услуги, не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика, а качество товара, услуг, работ определяется контрактом.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия установила, что порядок рассмотрения и оценки заявок установлен Заказчиком не в соответствии с положениями Постановления Правительства N 2604.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В отношении довода N3.
Комиссия поддерживает довод Заявителя о том, что извещение содержит противоречивые сведения.
В описание объекта закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1,3, 12, 150, 150a, 124, 127, 130, 131, 132, 132a, 138a, 1386, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области, установлен объем работ по классам автобусов, а именно Малый класс 709155 тыс. км, Средний класс 8 486 760,86 тыс. км.
Согласно приложению N1 определены параметры маршрутов: Так, Маршрут N 3 - ТЭМП-рынок Шапито-ЦРБ (номер в реестре - 56), согласно параметрам, выполняется автобусами Среднего класса.
В то же время в Приложение N 1 к Обоснованию Н(М)ЦК произведен расчет по объему работ Маршрута N3 автобусами Малого класса.
Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другими пунктами документов содержащихся в составе извещения, как и приоритетность одного файла над другим.
В отношении довода N4.
Согласно данному доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения в части неправомерного установления требования к сроку исполнения контракта.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что: "дата окончания исполнения контракта - 29.12.2028. Дата начала исполнения контракта с даты заключения контракта".
Заявитель считает, что не установление даты начала выполнения работ, не позволяет потенциальному участнику рассчитать затраты по выполнению работ.
Вместе с тем, Комиссия считает, что Заказчик может не знать конкретную дату подписания Контракта, Закон о контрактной системе не запрещает предусмотреть начало исполнение обязательств сразу после его подписания и без указания конкретного числа.
В соответствии со ст.94 Закона о контрактной системе:
"1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта".
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что срок исполнения контракта включает в себя помимо срока выполнения работ иные обязательства при его исполнении, следовательно, с учетом необходимых процедур, предусмотренных контрактом перед началом выполнения транспортной работы (направление и согласование акта наличия транспортных средств), дата начала осуществления перевозок пассажиров и багажа может быть определена только при непосредственном завершении подготовительных мероприятий, однако потенциальный подрядчик должен учитывать, что указанные процедуры должны начинаться в день заключения контракта, что не ограничивает конкуренцию.
По доводу N6.
Заявитель обжалует положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащей начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что не рассматривает указанный довод Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Исходя из того, что Ленинградское УФАС России не является органом финансового контроля, то Комиссия не уполномочена рассматривать способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно довода N7.
Заявитель обращает внимание на п. 2.9 проекта контракта, в соответствии с которым субсидии, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ, не предоставляются.
Заявитель полагает, что указанный пункт не соответствует требованиям ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пояснений представителя Специализированной организации следует, что при расчете НМЦК доходов от предоставления льгот уже учитывался размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
То есть, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ, в соответствии с действующим законодательством, уже включены в результаты расчета НМЦК, проведенного по Порядку, установленному приказом Минтранса России от 20.10.2021 N 351, приведены в Приложении N 1 к Обоснованию Н(М)ЦК.
Комиссия отмечает, поскольку данный довод сводится к вопросу установления НМЦК, Комиссия, на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, не может рассмотреть довод Заявителя по существу, поскольку он будет сводится к возможности просчета НМЦК.
Относительно довода N8.
Заявителя обращает внимание на п. 3.3.5 и п. 3.3.6 Приложения N 1 Извещения, в соответствии с которыми подрядчику необходимо иметь в наличии договор на объект транспортной инфраструктуры для осуществления диспетчерского сопровождения автобусов, а также выделить платформы для прибытия и отправления автобусов.
Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В отношении требования п. 3.3.5 Комиссия отмечает, что Исполнитель обязан: "Иметь в наличии договор на объект транспортной инфраструктуры для осуществления диспетчерского сопровождения автобусов".
Вместе с тем, перевозчик может располагать собственной диспетчерской службой и не нуждаться в сторонних услугах и подобном договоре, обязанность иметь который возложена на исполнителя.
Доводы Специализированной организации о том, что данный пункт касается только ситуации и используется при отсутствии у исполнителя диспетчерского сопровождения автобусов отклоняется, поскольку соответствующего уточнения Извещение не содержит, что свидетельствует о неточности формулировки Описания объекта закупки.
По требованию п. 3.3.6 Исполнитель обязан: "3.3.6. Выделить платформы для прибытия и отправления автобусов".
Комиссия соглашается с Заявителем, что дословная формулировка из п.3.3.6 "выделить платформы" действительно носит неоднозначный характер.
То есть можно воспринимать в значении "отделить", "предоставить" (что требует согласования, поскольку все остановочные пункты находятся на земле Администрации) или же может восприниматься в дефиниции "маркировать", то есть повесить опознавательный знак и т.д., что может привести к ограничению количества участников закупки участников.
Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в закупке, а исполнитель для надлежащего оказания услуг.
Относительно довода N9.
Заявитель указывает на п. 3.4 Приложения N 1 к извещению, в соответствии с которым с целью надлежащего исполнения своих обязательств по контракту Подрядчик вправе по согласованию с Заказчиком вносить изменения в перечень транспортных средств в связи с необходимостью замены существующих транспортных средств.
В соответствии с п. 3.4.1 Приложения N 1 к извещению, Подрядчик в течение 5 рабочих дней со дня согласования соответствующих изменений представляет Заказчику новый перечень используемых транспортных средств с приложением документов, подтверждающих наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта.
Заявитель полагает, что порядок изменения перечня транспортных средств должно происходить в уведомительном порядке путем направления в адрес Заказчика информации о замене транспортного средства.
Вместе с тем, Заявитель не учитывает, что под "согласованием" в указанном пункте является необходимость проведения Заказчиком проверки на предмет соответствия заменяющих транспортных средств требованиям контракта.
В связи с чем данный довод не находит подтверждения у Комиссии Ленинградского УФАС России.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Вместе с тем, такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Комиссии Ленинградского УФАС России от Заявителя не представлено подобных доказательств.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сидоренко И.П. обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Описание подвида выполнения работ (оказания услуг), соответствующего виду выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание подвида выполнения работ (оказания услуг) содержит описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем изменении, соответствует положениям извещения о закупке.
*(2) Описание подвида выполнения работ (оказания услуг), соответствующего виду выполнения работ (оказания услуг), признается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание подвида выполнения работ (оказания услуг) не содержит описания выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и/или такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении свойств, установленных в настоящем извещении, не соответствует положениям извещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 ноября 2023 г. N 047/06/42-3657/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023