Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) доводов жалобы общества с ограниченной ответственностью "Группа СТК" (далее - ООО "Группа СТК", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И. Батмановой" (далее - Заказчик, ГБУЗ НАО "НОБ им. Р.И. Батмановой") при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки "Поставка изделий медицинского назначения" (Извещение N 0184200000623001187) (далее - электронный аукцион, закупка), в отсутствии Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя, надлежащем порядке уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки N 0184200000623001187 поступила жалоба ООО "Группа СТК" (вх. N 2175-ЭП/23).
В своей жалобе Заявитель указал, что шприцы для промывания сосудистого катетера производятся только 1 компанией (Бектон Д., США), что ограничивает количество участников закупки. Согласно второму доводу жалобы Заявитель полагает, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не применены требования постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
С доводами жалобы Уполномоченный орган, Заказчик не согласились по основаниям, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
31.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0184200000623001187 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения, с начальной (максимальной) ценой контракта 712 878,00 руб.
Согласно Техническому заданию на поставку изделий медицинского назначения (Приложение N1 к Извещению об осуществлении закупки), в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка, в том числе следующих товаров (материалов): шприц общего назначения, шприцы общего назначения - для атравматического введения и снижения болезненности при проникновении в ткани, шприц для промывания сосудистого катетера.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа: "КТРУ 32.50.13.110-01368 (шприц для промывания сосудистого катетера) содержит только две характеристики. Таким образом, заказчик обязан выполнить требования статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установив характеристики закупаемого товара, его функциональные и эксплуатационные свойства (при необходимости). Пункт 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, предоставляет право заказчику указывать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога. В описании объекта закупки имеется обоснование установленных характеристик, не содержащихся в КТРУ. Закупаемые товары находятся в свободном гражданском обороте, любой потенциальный участник закупки имеет возможность предложить их к поставке. Заказчик является социально значимым учреждением в Ненецком автономном округе, следовательно, требования к товару обусловлены спецификой деятельности учреждения. Указание заказчиком в техническом задании особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.
Проанализировав материалы дела, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о том, что Уполномоченный орган, Заказчик при формировании технической части извещения об аукционе в электронной форме руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что также подтверждается коммерческими предложениями, на базе которых сформирована начальная максимальная цена контракта. По окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки на участие в аукционе, которые признаны участниками электронного аукциона. Экономия по торгам составила 18,5%. Кроме того, ООО "Группа СТК" заявку на участие не подавало.
Помимо прочего, Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не предъявлено.
Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно второго довода жалобы Комиссия контрольного органа отмечает.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом, в Перечне указано, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Согласно техническому заданию извещения об осуществлении Аукциона Заказчиком закупаются товары с позициями КТРУ: 32.50.13.110-00004568 "Шприцы общего назначения", 32.50.13.110-01368 "Шприц для промывания сосудистого катетера".
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности позициям КТРУ: 32.50.13.110-00004568 "Шприцы общего назначения", 32.50.13.110-01368 "Шприц для промывания сосудистого катетера" соответствует код ОКПД 2: 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
Согласно Перечню ограничения, предусмотренные Постановлением N 102, устанавливаются в случае закупки товара с наименованием вида медицинского изделия "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них", имеющего код ОКПД 2: 32.50.13.110.
Принимая письменные пояснения Уполномоченного органа в частности об отсутствии наименования закупаемого заказчиком товара в перечне, утвержденного Постановлением N 102, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о правомерности неустановления ограничений, предусмотренные Постановлением N 102.
При этом Заявителем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обратное.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа СТК" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И. Батмановой" при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки "Поставка изделий медицинского назначения" (Извещение N 0184200000623001187) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 13 ноября 2023 г. N 083/06/106-22/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023