На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ПОН" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при принятии решения об отказе во внесении сведений о Заявителе в реестр участников закупок, направленных Заявителем в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение об отказе в размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок, направленных Заявителем в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.11.2023.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа.
Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:
а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимает решение о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила,что в соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС):
1) Заказчиком с ООО "ПОН" заключен Контракт14.04.2022 N ОК-22/006 на строительство очистных сооружений в г. Дербент (номер реестровой записи контракта в ЕИС - 3054201850522000034) (далее - Контракт) по цене 211 315 079 руб.
2) источник финансирования - муниципальный бюджет;
3) срок исполнения Контракта - 14.03.2023;
4) обеспечение исполнения Контракта - 10 565 753,95 руб.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, а также представил сведения, согласно которым Заявителем поданы заявки 18.10.2023 (далее - Заявка N 1), 31.10.2023 (далее - Заявка N 2) на внесение сведений в реестр участников закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом Заявка N 1 отклонена Оператором электронной площадки по следующему основанию: "Не представлен акт (акты) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Сумма указанная в поле "стоимость исполнения контракта", превышает стоимость контракта, которая содержится в предоставленном контракте (договоре)".
Вместе с тем Заявка N 2 отклонена Оператором электронной площадки по следующему основанию: "Не представлен акт (акты) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
Также представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что при принятии решения об отказе во внесении сведений о Заявителе в реестр участников закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе руководствовался системным толкованием подпункта "в" пункта 4 Постановление N 2571.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлены:
- контракт от 14.04.2022 N ОК-22/006 с ценой в размере 200 749 325 руб.;
- дополнительное соглашение к Контракту от 17.06.2022 N 3, предусматривающее изменение цены Контракта с 200 749 325 руб.
на 211 315 079,22 руб.;
- дополнительное соглашение к Контракту от 19.11.2022 N 6,(далее - Дополнительное соглашение N 6) с приложения N 1 к Контракту (смета контракта) с ценой 211 315 079 руб.;
- акт приемки законченного строительством объекта от 22.03.2023 на сумму 211 315 079 руб. по типовой межотраслевой форме N КС-11, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.97 N 71а (далее - Акт N КС-11).
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 2.2. Контракта цена Контракта определена сметой контракта (Приложение N 1 к Контракту).
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что предоставление Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Акта N КС-11 не противоречит подпункту "в" пункта 4 Постановления N 2571, поскольку Акт N КС-11 подтверждает цену выполненных работ.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что представленный Заявителем Контракт является исполненным, а также Акт N КС-11 подтверждает цену исполненного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение об отказе во внесении сведений о Заявителе в реестр участников закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 15.11.2023 по делу N П-369/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2023 г. N П-369/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023