На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Управлением ФНС по Саратовской области законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0160100009523000028 "Оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования объектов УФНС России по Саратовской области и Межрайонных ИФНС России по Саратовской области".
Срок проведения проверки: с 13.11.2023 по 15.11.2023 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными Управлением ФНС по Саратовской области.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
03.10.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0160100009523000028 "Оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования объектов УФНС России по Саратовской области и Межрайонных ИФНС России по Саратовской области".
Заказчиком Аукциона является Управление ФНС по Саратовской области
(далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 436 233,88 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатовработ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объектазакупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовыхресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Положение).
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Как установлено Комиссией Саратовского УФАС России, заказчиком в извещении о проведении электронного конкурса N 0160100009523000028 по критерию оценки "квалификация участников закупки" установлено следующее:
Участник закупки в подтверждение критерия представляет:
Наличие квалифицированных специалистов в штате, либо на договорной основе для эксплуатации всего комплекса систем в количестве, необходимом для оказания услуг (выполнения работ) в объеме согласно Технического задания, а именно:
- не менее одного специалиста инженерного персонала - главный инженер состажем работы не менее 3-х лет, имеющих аттестацию по "Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок" в качестве административно-технического персонала, охрана труда, пожарно-технический минимум;
- не менее одного специалиста инженерного персонала -главный энергетик состажем работы не менее 3-х лет, имеющих аттестацию по "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" - не ниже III группы по электробезопасности до 1000 Вт; охрана труда, пожарно-технический минимум;
- не менее семи специалистов технического персонала, имеющих аттестациюпо "Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок" в качестве оперативно-ремонтного персонала, "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" - не ниже II группы по электробезопасности до 1000 В;
- не менее семи специалистов, имеющих удостоверение к свидетельствуслесаря-сантехника по работе и монтажу деталей и узлов санитарно-технических систем канализации и водостоков (колодцев);
- не менее трех специалистов технического персонала по обслуживаниюлифтов (2 человека техник -электромеханик по лифтам 5 уровень квалификации, 1 человек специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов 6 уровень квалификации), имеющих допуски не ниже II группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В, а также квалификационных удостоверений или сертификатов, подтверждающих компетентность для выполнения соответствующих трудовых функций);
- не менее двух специалистов лифтера-оператора, имеющих допуски не ниже II группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В, а также квалификационных удостоверений или сертификатов, подтверждающих компетентность для выполнения соответствующих трудовых функций);
- не менее одного специалиста, имеющего удостоверение "Специалист поорганизации эксплуатации платформ подъемных для инвалидов";
- не менее одного специалиста, имеющего удостоверение "Специалист,ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии";
- не менее двух специалистов, имеющих аттестацию Б.1.23 "Эксплуатациястационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов";
- не менее двух специалистов, имеющих удостоверение/сертификат оповышении квалификации, предоставляющее право на ведение профессиональной деятельности в сфере "Сервис центральных систем фреонового охлаждения" (подтверждается удостоверением/сертификатом специализированной организации или производителя оборудования);
- не менее двух специалистов, имеющих аттестацию по проверке знаний поосновам пром. безопасности и требованиям пром. безопасности к оборудованию, работающему под давлением, область аттестации А1, Б 8.23;
- не менее двух специалистов, имеющих свидетельство по профессии"электрогазосварщик", что подтверждается удостоверением/сертификатом о получении дополнительного образования по указанному предмету, выданным образовательной организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность;
- не менее четырех специалистов, имеющих удостоверения "операторкотельной";
- не менее двух специалистов, имеющих удостоверение "слесарь поконтрольно-измерительным приборам и автоматике";
- не менее одного специалиста, имеющего удостоверение "аппаратчикхимводоочистки".
К рассмотрению принимаются заявки участников, имеющих в штате организации или на основании гражданско-правового договора, одновременно всех перечисленных выше специалистов, то есть участник закупки должен предоставить подтвержденную информацию на всех указанных выше специалистов.
Участник закупки в подтверждение критерия представляет копии документов (договоры и/или трудовые книжки), подтверждающие наличие сотрудников в штате, либо на договорной основе, копии соответствующих свидетельств, дипломов, удостоверений, сертификатов, документы проверки знаний правил работы на электроустановках, согласие на обработку персональных данных, каждым работником, иным лицом, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных") и т.п. При отсутствии в заявке соответствующей информации хотя бы на одного из требующихся специалистов (равно как неполной, недостоверной информации) по какой-либо из позиций по данному показателю участник получает 0 баллов
-копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности,
предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
-копии документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников: копии дипломов о высшем техническом профессиональном образовании
В соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная ТК РФ, иным федеральным законом информация.
В силу статьи 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (статья 16 ТК РФ).
При этом, ТК РФ не предусматривает гражданско-правового договора как документа, порождающего возникновение трудовых отношений между работником и работодателем.
Поскольку подпунктом "б" пункта 30 Положения прямо указано, что трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ, являются документами (сведениями), подтверждающими квалификацию участника закупки, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что гражданско-правовые договоры, заключенные между участником закупки и специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией ФАС России, отраженной в письме от 07.02.2023 года N ПИ/8371/23.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика пояснили, что участники закупки в качестве подтверждения наличия у них соответствующих специалистов вправе представить гражданско-правовые договоры, заключенные с иными работниками.
При таких обстоятельствах, установление государственным заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса N 0160100009523000028 в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки о наличии у участника закупки соответствующих специалистов, копии гражданско-правовых договоров, заключенных с иными работниками, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и подпункта "б" пункта 30 Положения и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о необходимости предоставления гражданско-правового договора в качестве наличия у участника закупки соответствующих специалистов.
Также, в извещении установлен следующий порядок оценки заявок на участие в закупке:
Квалификация участников закупки, опыта работы, связанного с предметом контракта, и работников определенного уровня квалификации:
Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения.
В целях оценки заявок заказчиком установлена шкала оценки:
· Наличие квалифицированных специалистов в штате, либо на договорнойоснове - 100 баллов
· отсутствие квалифицированных специалистов в штате, либо на договорнойоснове - 0 баллов
Пунктом 22 Постановления N 2604 установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Постановления N 2604 если в случае, указанном в пункте 22 Постановления N 2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки -
0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Вместе с тем, порядок оценки заявок, установленный в приложении к Извещению, по детализирующему показателю "Описание порядка выполнения инженерных изысканий с полным соблюдением требований пункта 13 задания на проектирование" предусматривает шкалу баллов от 0 до 100: 0, 25, 50, 75, 100.
Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 22 и 23 Постановления N 2604, поскольку наличие специалистов определенного уровня квалификации является количественным значением и не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно разделу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" подраздела "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показателей оценки" по детализирующему показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)": Заказчиком установлено требование: "К оценке принимаются: исполненные участником закупки контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно: предметом исполненных договоров является оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Подпунктом в) пункта 28 Постановления N 2604 установлено, что предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В п. 4 Письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 также отмечается, что установление условия о подтверждении опыта контрактами (договорами) с определенной инфраструктурной принадлежностью, является неправомерным и ограничивает конкуренцию.
Предметом закупки является - "Оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования объектов УФНС России по Саратовской области и Межрайонных ИФНС России по Саратовской области ".
Таким образом, сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров не соответствует п. 28 Постановления N 2604. Установление условия о подтверждении опыта контрактом (договором) с определенной инфраструктурной принадлежностью, является неправомерным.
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, который не соответствует пп. в п. 28 ПП РФ N 2604, так как предметом закупки является оказание услуг по организации и обеспечению питанием школьников.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях Управления ФНС по Саратовской области нарушение
п.11 ч. 1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0160100009523000028 "Оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования объектов УФНС России по Саратовской области и Межрайонных ИФНС России по Саратовской области".
2. Предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с заключенным контрактом.
3.Материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать ввиду того, что Уполномоченное учреждение обратилось в Саратовское УФАС России добровольно, сообщив о совершенном правонарушении с целью предотвращения дальнейшего нарушения прав участников закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 ноября 2023 г. N 064/06/42-1472/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023