Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Руднева Евгения Владимировича (далее - Участник, Поставщик, ИП Руднев Е.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28639-ЭП/23 от 09.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку канцелярских товаров для нужд администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200005523000102),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров для нужд администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200005523000102) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 22 664,07 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Руднев Е.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рудневым Е.В. заключен государственный контракт N 01722000055230001020001 от 22.05.2023 на сумму 18 553,32 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рудневым Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку канцелярских товаров для нужд администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Товар) в течение 7 рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 1.4 Контракта).
В соответствии с п. 3.2 Контракта в день доставки Товара Поставщик передает Заказчику акт приема-передачи Товара, счет (счет-фактуру) на оплату поставленного Товара, товарную накладную либо универсальный передаточный документ.
В течение 3 рабочих дней с даты доставки Товара Поставщик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок структурированный документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в пп. "а" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
К документу о приемке прилагаются документы, указанные в первом абзаце п. 3.2 Контракта.
Аналогичная обязанность Поставщика указана в п. 4.1.5 Контракта.
26.05.2023 Поставщиком сформирован документ о приемке, к которому были приложены скан-копии товарной накладной, акта приема-передачи, счета, подписанных графической подписью и заверенных печатью. При этом оригиналов данных документов (накладной, акта, счета), приложенных к документу о приемке, либо электронных документов, подписанных электронной подписью, в адрес Заказчика не поступало. Кроме того, размещенные скан-копии документов содержали ошибки: согласно Контракту и документу о приемке, размещенному на Официальном сайте, цена позиции "нож канцелярский" составляет 157,11 рублей, при этом согласно накладной и акту приема-передачи цена "ножа канцелярского" составляет 157,10 рублей.
По мнению Заказчика, доводы Поставщика о том, что им были предоставлены указанные документы (акт, накладная, счет) в виде электронных документов, не соответствует действительности. Поставщик не верно толкует понятие электронного документа и ошибочно отождествляет понятия "электронного документа" и "электронного образа документа".
Электронный документ в соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Схожее определение электронного документа дано в п. 1.4. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. N 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа", согласно которому это документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Электронные образы документов - это документы на бумажном носителе, преобразованные в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов (п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Под электронным образом документа (электронной копией документа, изготовленной на бумажном носителе) в судебной практике понимается переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в установленном порядке (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 57, п. 2.2.1 разд. 2.2 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 N 252).
Таким образом, Поставщиком были предоставлены именно электронные образы накладной, акта, счета, при этом оригиналы указанных документов Поставщик направлять Заказчику категорически отказался. Из-за неисполнения указанных обязанностей Поставщиком Заказчик лишился возможности принять Товар.
Поставщику неоднократно (22.06.2023, 12.07.2023, 08.08.2023) направлялись уведомления об уточнении электронного документа о приемке с просьбой предоставить оригиналы счета, накладной, акта приема-передачи, однако они были проигнорированы Поставщиком. Уведомления в соответствии с требованиями ст. 94 Закона о контрактной системе были сформированы посредством Официального сайта.
В связи с неисполнением Поставщиком указанных обязанностей Заказчиком 05.09.2023 сформирован мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Недостатки, послужившие основанием для принятия решения об отказе от подписания документа о приемке, Поставщиком не были устранены.
В соответствии с п. 8.4. Контракта Поставщику 25.09.2023 направлена претензия с требованием выплатить неустойку, а также исполнить обязанность, предусмотренную п. 4.1.5 Контракта. Дополнительно претензия была 12.09.2023 направлена Поставщику заказным письмом.
В претензии Поставщику было разъяснено, что в случае неисполнения данного требования Заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с тем, что Поставщик требования Контракта не исполнил, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Рудневым Е.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, поскольку ИП Рудневым Е.В. не были нарушены условия Контакта. Факт поставки Товара в оговоренные Контрактом сроки документально подтвержден, претензии по качеству или по количеству в оговоренные в Контракте сроки от Заказчика не поступали, информация о поставке Товара внесена в Единую информационную систему.
07.08. 2023 Участник разместил на Официальном сайте в соответствии с требованиями п. 8.4 Контракта претензию с требованием оплатить поставленный Товар, однако законные требования Участника исполнены Заказчиком не были.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Руднева Евгения Владимировича (ИНН: 781490019850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2023 г. N РНП-78-1582/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023