Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28641-ЭП/23 от 09.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории сквера по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина между Приморским проспектом и д. 116 (извещение N 0172200004923000121),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории сквера по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина между Приморским проспектом и д. 116 (извещение N 0172200004923000121) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 680 200,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" заключен государственный контракт N 20 от 22.05.2023 на сумму 1 680 200,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случаях существенного нарушения Исполнителем условий настоящего Контракта:
10.2.1. Задержка в сроках окончания работ более чем на 7 (семь) календарных дней по вине Исполнителя.
10.2.2. В случаях, если работы выполнены с нарушениями строительных норм и правил либо иными нарушениями условий настоящего Контракта.
10.2.3. В случаях, если выявленные в ходе приемки работ недостатки не устранены Исполнителем в установленные настоящим Контрактом сроки.
10.2.4. Если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным.
10.2.5. Если во время оказания услуг станет очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, Государственный заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта, а также потребовать возмещения убытков.
10.2.6. В иных случаях существенного нарушения Контракта Исполнителем.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории сквера по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина между Приморским проспектом и д. 116 (далее - Услуги) в срок до 15.10.2023 (п. 3.5 Контракта).
Пунктом 3.4 Контракта установлено начало оказания Услуг - со дня подписания акта передачи исходно-разрешительной документации (далее - ИРД), необходимой Исполнителю для оказания Услуг.
А передачи исходно-разрешительной документации подписан 25.05.2023.
Однако по состоянию на 24.10.2023 Услуги Участником не оказаны, проектно-сметная документация не разработана.
Учитывая изложенное, на основании п.п. 10.2.1, 10.2.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в ходе выполнения Работ Исполнителем были проведены инженерно-геодезические изыскания в полном объёме с согласованием в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), разработан дендрологический план с ведомостью зелёных насаждений, для согласования проектных решений разработана проектная документация (эскиз) и направлена для прохождения согласований в Администрации Приморского района Санкт-Петербурга и общественных слушаний. Слушания завершились 01.09.2023. 04.09.2023 состоялось очередное совещание в отделе благоустройства Приморского района Санкт-Петербурга (письмо N 107 от 15.09.2023). В конечном итоге проект с некоторыми замечаниями от Заказчика прошёл слушания и был согласован.
Исполнителем у Заказчика были запрошены не предоставленные документы (письмо N 106 от 14.09.2023):
1. Технические условия на технологическое присоединение необходимой мощности.
2. Технические условия наружного освещения.
3. Технические условия на проектирование BOJIC-ATC Смольного, телефонную линию.
4. Технические условия на проектирование шкафа АСУНО - Ленсвет.
5. Технические условия сетевой организации проектирование - Ленэнерго.
6. Технические условия ООО "ПетербургГаз".
7. Акт обследования зеленых насаждений УСПХ.
Срок получения вышеперечисленных документов составил до двух месяцев. Запрошенных документов по перечню у Заказчика не было в наличии.
На рассмотрения и согласования документов в государственных структурах отводиться срок тридцать дней. При загруженности контролирующих и проверяющих органов срок рассмотрения документов и принятия решений увеличивается на неопределённый срок. Данное обстоятельство учтено не было.
Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо N 112 от 22.09.2023 с описанием сложившейся ситуации, не возможностью исполнения Контракта в сроки, определённые в нем. ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" в письме просило продлить договорные отношения с переносом финансирования работ на следующий 2024 год для завершения работ по Контракту. Однако Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС" (ИНН: 7814657327), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2023 г. N РНП-78-1584/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023