Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Махмутова Динара Альбертовича (далее - Участник, Исполнитель, ИП Махмутов Д.А.): присутствовал лично
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28802-ЭП/23 от 10.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по помывке окон здания ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200257823000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по помывке окон здания ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200257823000023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 550 800,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Махмутов Д.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Махмутовым Д.А. заключен государственный контракт N 0372200257823000023 от 09.10.2023 на сумму 236 530,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Исполнителем условий настоящего Контракта, в том числе:
7.5.1. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг более чем на 3 календарных дня;
7.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по Контракту;
7.5.3. Если отступления в оказанных услугах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются неустранимыми;
7.5.4. В случае привлечения Исполнителем иностранных работников с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации;
7.5.5. В случае неоказания Исполнителем услуг в течение 3 календарных дней;
7.5.6. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Махмутовым Д.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по помывке окон здания ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в течение 14 календарных дней с даты заключения Контракта (п. 2.1 Контракта).
Таким образом, Исполнитель обязан оказать Услуги до 23.10.2023 включительно.
По состоянию на 26.10.2023 Исполнитель не преступил к оказанию Услуг в соответствии с условиями Контракта.
В нарушение п. 10 Приложения N 2 к Контракту "Требования к качеству услуг" Исполнитель нарушил п. 2.12 Технического задания, являющемся Приложением N 2 к Контракту (далее - Техническое задание), а именно, по состоянию на 26.10.2023 Исполнитель не согласовал с Заказчиком график оказания услуг.
В соответствии с п. 2.10 Технического задания Исполнитель не предоставил Заказчику проходной лист с ФИО работника.
На основании вышеизложенного Заказчик, руководствуясь п.п. 7.5.1, 7.5.2, 9.3 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Махмутовым Д.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Махмутов Д.А. с целью добросовестного исполнения Контракта 10.10.2023 направил Заказчику письмо о допуске его работников на объект Заказчика для оказания Услуг. Приказом от 10.10.2023 ИП Махмутов Д.А. назначил ответственного руководителя на время оказания Услуг. Однако, когда Исполнитель прибыл к Заказчику для оказания Услуг, Заказчик не допустил сотрудников ИП Махмутова Д.А., сославшись на отсутствие оригиналов документов для допуска на объект для оказания Услуг. Вместе с тем в течение четырех дней после заключения Контракта ответственное за исполнение Контракта лицо Заказчика отсутствовало на объекте, в связи с чем приступить к оказанию Услуг не представлялось возможным. В этой связи Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо исх. N 41 от 13.10.2023. Также в указанном письме Исполнитель гарантировал оказание Услуг в соответствии с условиями Контракта. Однако Заказчиком не были предприняты меры по встречному исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Махмутова Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС установлено, что Контрактом представление оригиналов документов, необходимых для допуска Исполнителя на объект Заказчика, не предусмотрено. Таким образом, Исполнитель представил документы, необходимые для допуска на объект Заказчика, однако допущен Заказчиком не был, что не может свидетельствовать о недобросовестном поведении ИП Махмутова Д.А.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Махмутова Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Махмутова Динара Альбертовича (ИНН: 7806518055), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2023 г. N РНП-78-1596/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023