Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "АТТИКА-СПБ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28797-ЭП/23 от 10.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку с монтажом противопожарных дверей для шахты лифта (извещение N 0372100048823000628),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку с монтажом противопожарных дверей для шахты лифта (извещение N 0372100048823000628) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 630 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "АТТИКА-СПБ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АТТИКА-СПБ" заключен государственный контракт N 0372100048823000628 от 16.06.2023 на сумму 1 687 950,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2 и 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АТТИКА-СПБ".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить противопожарные двери с монтажом для шахты лифта (далее - Товар).
В соответствии с п. 3 Технического задания (Приложение к Контракту) поставка и монтаж Товара осуществляется в течение 100 календарных дней, т.е. в срок до 25.09.2023.
17.10.2023 Заказчик уведомил о нарушении срока исполнения обязательств по Контракту и потребовал в срок не позднее 20.10.2023 осуществить поставку Товара соответствующего условиям Контракта.
По состоянию на 25.10.2023 Участником обязательства по Контракту не исполнены.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с п. 4.2 и п. 11.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 25.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Участник запросил у АО "Щербинский лифтостроительный завод" коммерческое предложение на изготовление и поставку противопожарных дверей для шахт лифтов, что Коммерческим предложением N ЗИП 30.07.05.01-1014 от 29.05.2023.
Таким образом, Участник был подготовлен к выполнению работ по условиям Контракта, имея информацию, полученную непосредственно у производителя.
В результате детального изучения документации по Контракту Участником была замечена техническая ошибка в условиях Контракта, которая являлась существенной и значимой для дальнейшего выполнения по условиям Контракта.
Так, были обнаружены несоответствия условий Контракта с информацией, опубликованной в техническом задании, а именно срок исполнения контракта в Техническом задании указан 100 (сто) дней, в Контракте указан срок выполнения работ по условиям Контракта 30 (тридцать) дней.
В связи с чем, 29.06.2023 в своем письме N 29/06 Участник просил Заказчика согласовать возможность изменения пункта Контракта.
Также, Исполнитель в своем Письме пояснил Заказчику, что срок изготовления дверей на предприятии АО "Щербинский лифтостроительный завод", являющемся производителем лифтов, установленных в ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова", составляет не менее 60 дней.
06.07.2023 в адрес Участника поступило письмо N 21.2-10/4478 Заказчика, согласно которому Заказчик сообщает, что в целях приведения к тождественности срока поставки товара по Контракту, Заказчиком подготовлен и направлен Участнику для подписания проект дополнительного соглашения N 244/23-ДС. Таким образом, после подписания сторонами соглашения срок поставки Товара будет составлять 100 дней.
Так, 21.06.2023 Исполнителем был заключен Договор N 27/23-540 на поставку Товара с АО "Щербинский лифтостроительный завод".
В рамках вышеуказанного Договора были произведены замеры и составлены чертежи при выезде на объект Заказчика.
В адрес Участника был направлен Счет на оплату N ЗИП3400006 от 06.07.2023 АО "Щербинский лифтостроительный завод".
Так, на Исполнителя в июле 2023 были совершены рейдерские захваты, в результате захвата были уничтожены документы.
В связи с чем, большая часть работников Участника уволилась по собственному желанию, что подтверждается Заявлениями об увольнении сотрудников и Приказами об увольнении сотрудников.
Таким образом, в штате Участника в результате продолжающегося захвата стали отсутствовать все необходимые специалисты для выполнения условий Контракта.
Следует заметить, что, несмотря на возникшие обстоятельства, Участник пытался выполнить работы по условиям Контракта, а именно для первоначальных действий оплатить и поставить противопожарные двери для шахты лифтов.
Однако, при попытке выполнить платеж по оплате изготовления и поставки Товара Участник обнаружил, что все денежные средства отсутствуют на банковском счете.
Таким образом, коммерческая деятельность компании была приостановлена обстоятельства, на которые Участник не мог повлиять и каким-либо образом самостоятельно предотвратить.
Участник обратился в МВД с заявлением о возбуждении уголовного дела в результате рейдерского захвата.
В данный момент заявление о возбуждении уголовного дела в результате рейдерского захвата рассматривается Черемушкинским межрайонным следственным отделом следственного управления по Юго-Западному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, что подтверждается Уведомлением ГСУ СК России по г. Москве.
В производстве вышеуказанного отдела следственного управления материал проверки по факту возможных фальсификаций сведений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Аттика-СПБ".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Аттика-СПБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, включение сведений в отношении ООО "Аттика-СПБ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Аттика-СПБ" (ИНН: 7814708660), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2023 г. N РНП-78-1591/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023