Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "БРАВО" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28796-ЭП/23 от 10.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для печатающей техники (извещение N 0372100048823000229),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для печатающей техники (извещение N 0372100048823000229) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 134 384,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "БРАВО".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БРАВО" заключен государственный контракт N 0372100048823000229 от 11.04.2023 на сумму 1 285 097,44 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2 и 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БРАВО".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить расходные материалы для печатающей техники (далее - Товар).
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по заявкам Заказчика, в течение 7 рабочих дней
Заявка на поставку Товара от 22.09.2023 N ИС-10.7-05/6455 направлена в адрес Поставщика и получена 22.09.2023. Срок исполнения Поставщиком обязательств истек 03.10.2023.
04.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию, в которой уведомил о нарушении срока исполнения обязательств по Контракту и потребовал в срок не позднее 15.10.2023 осуществить поставку Товара соответствующего условиям Контракта.
По состоянию на 25.10.2023 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с п. 4.2 и п. 10.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 25.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
13.07.2023 Заказчик направил Поставщику заявку N ИС-10.7-05/4681 на поставку всего объема оставшегося Товара по Контракту.
В связи с задержкой поставки Товара Поставщик направил Заказчику письмо N 804-07/23 от 25.07.2023, гарантирующее поставку Товара в срок до 05.08.2023.
14.08.2023 по данной заявке Поставщик поставил Заказчику Товар и разместил в единой информационной системе подписанный со своей стороны документ о приемке следующего товара (далее - УПД).
16.08.2023 Заказчик разместил мотивированный отказ от подписания УПД, к которому приложил заключение N 30 от 16.08.2023 о несоответствии Товара условиям Контракта, составленное приемочной комиссией Заказчика.
В Заключении N 30 указано, что выявлен товар ненадлежащего качества:
- на корпусе картриджа отсутствует модель (п.3 спецификации);
- вместо картриджа Blossom поставлен картридж другой марки, не заявленный в спецификации.
В Заключении отсутствует предложение об устранении выявленного нарушения с указанием срок его устранения.
На основании п. 5.5, 5.7 Контракта Заказчик в срок с 17.08.2023 по 19.08.2023 был вправе направить Поставщику письменное требование о замене Товара именно ненадлежащего качества, выявленного и указанного в Заключении N 30.
В связи с отсутствием со стороны Заказчика требований о замене Товара ненадлежащего качества Поставщик забрал всю поставленную партию Товара.
24.08.2023 Заказчик разместил требование N 21.2-10/5662 от 23.08.2023 о замене в течение 3 календарных дней Товара ненадлежащего качества, выявленного в ходе выборочной проверке:
- на корпусе картриджа отсутствует наименование модели (п. 3 спецификации);
- п. 5 приложения N 2 вместо картриджа Blossom поставлен картридж другой марки, не заявленный в спецификации.
29.08.2023 Поставщик направил Заказчику письмо N 924-08/23, в котором просил уточнить требования в претензии N 21.2-10/5662 от 23.08.2023 (частичная замена, хотя Поставщик забрал всю партию товара), а также просил сообщить:
- о готовности обеспечить приемку товара по указанному к Контракте адресу, т.к. Поставщик готов повторно поставить Товар по заявке, либо направить в адрес Поставщика новую заявку, составленную с учетом потребностей Заказчика;
04.09.2023 Поставщик в письме N 979-09/23 уведомил, что 05.09.2023 будет доставлен весь Товар по заявке и просил обеспечить его приемку.
05.09.2023 Заказчик в ответе N 21.2-10/5953 потребовал поставить весь оставшийся Товар по Контракту (заявка N ИС-10.7-05/4681 от 13.07.2023).
05.09.2023 Поставщик посредством наемного транспортного средства доставил Заказчику Товар, а также в соответствии с п. 4.3 Контракта разместил УПД.
При этом Заказчик 06.09.2023 подписал в УПД (документ о приемке N Б-010417 от 05.09.2023), но 07.09.2023 произвел его возврат.
25.09.2023 Заказчик разместил письмо N ИС-10.7-05/6455 от 22.09.2023, в котором подтвердил факт доставки Товара 05.09.2023 и указал, что Товар из машины Перевозчика не выгружался. При этом Заказчик в данном письме указывает о направлении новой заявки на частичную поставку и просит считать предыдущую заявку недействительной.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БРАВО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Поставщик отмечает, что согласно п. 4.1 Контракта Заказчик вправе направить заявку на поставку Товара по 01.08.2023.
При этом по двум заявкам Участник поставил Товар на общую сумму 508 761,94 руб.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, включение сведений в отношении ООО "БРАВО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БРАВО" (ИНН: 5031147919), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2023 г. N РНП-78-1590/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023